Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "ZEITGEIST"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Толмачев В. М. Где искать XIX век?
Входимость: 1. Размер: 191кб.
2. Берковский Н.: Лекции по зарубежной литературе. Дубшан Л.: В сторону жизни.
Входимость: 1. Размер: 74кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Толмачев В. М. Где искать XIX век?
Входимость: 1. Размер: 191кб.
Часть текста: 31 декабря 1900 года. Но какие границы получил он в словесности, в фикции, а та в символическом построении еще более усложненного порядка - в литературоведении? Жесткие ли эти границы, видоизменяющиеся, произвольные, в принципе ненаходимые? И посредством каких имен и понятий они должны быть выявлены, чтобы именно художественное достоинство этой длительности было подчеркнуто наиболее рельефно? Такой вопрос имеет не только этическую сторону, которая была известна еще Аристотелю (называя вещи чужими именами, мы теряем шанс их сущностного постижения), не только ценностный аспект (назвать вещь - значит оценить ее, отличить от других вещей). Он нацелен на то, что сам XIX в. сделал главной темой своего артистического интереса, - на всестороннее осмысление Субъективности в творчестве. Собственно, задумавшись об абсолютной свободе личного языка и неповторимой уникальности каждого творческого голоса, эта эпоха, в чем-то не исчерпавшая себя и по сей день, сформулировала неразрешимое противоречие, противоречие между «жизнью» и «творчеством», между заведомой иллюзорностью целого и априорной сверхреальностью части (личных слов и не отделимых от них личного времени, личного взгляда). По этой логике XIX в. не укладывается в рамки фиксированных политико-экономических дат, не сводится к теме столетия, внешней по отношению к поэту, а существует там, где даже в середине XX в. творит писатель, выражающий себя сквозь форму литературного сознания, сложившегося под знаком отчуждения «я» от «другого». Иными словами, совпадают ли, совместимы ли в принципе гипотетическое большое...
2. Берковский Н.: Лекции по зарубежной литературе. Дубшан Л.: В сторону жизни.
Входимость: 1. Размер: 74кб.
Часть текста: назван счастливым. На самом деле скорее обратное: это благородный неудачник; неудачник, который вы­зывает порой даже восхищение. Шлемиль — это тоже фигура неудачника. Это история неудачливого человека...» Речь была расстановочной, небыстрой, фразы краткими, одна от другой отделялась паузой. Может быть, не хватало дыхания, мешала астма. Но все обращалось в образ — эта медленность речи, тяжесть возраста, тяжесть приземистой фигуры, трость, на которую он опирался при ходьбе, а читая лекцию, клал поперек стола, уставив концом в направлении аудитории, преимущественно девической. Слова ложились веско, однако горизонта не закрывали, приглашали следовать дальше: «... Шамиссо открывает историю неудачников, которых так много в литературе XIX века. Это один из излюбленных персо­нажей. Романы Диккенса возглавляют неудачники. Главное, что положительный герой неудачник. Это важно, что в литерату­ре XIX века положительный герой непременно неудачник. Я не знаю в литературе XIX века ни одного преуспевающего персо­нажа, который бы расценивался автором как положительный герой...» «Неудачник... неудачника... неудачников... неудачники...» Как бы топтание на месте — но так прыгун переминается перед разбегом, чтобы потом с маху взять высоту: «... Где удача, там нечто предосудительное. Удача компроме­тирует героя. Если он преуспевает, то вы сразу начинаете в нем сомневаться. А вот неуспех — это...