Приглашаем посетить сайт

Урнов М. В.: Томас Гарди (Век нынешний и век минувший).
Часть 7.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

7.

Литературная манера Гарди — строение сюжета и характеров, стиль авторской речи, ее соединение с речью персонажей могут показаться — и многим критикам кажутся — не только неподвижно-традиционными, но и старомодными на фоне современной ему прозы, особенно таких образцов, как романы Джорджа Мередита, Самюэла Батлера, тем более Генри Джеймса. Под их пером формировались новые способы и приемы психологического анализа, новые формы литературного воспроизведения, видоизменявшие структуру романа.

В этой практике преобразования и эксперимента, осмысленной и теоретически оснащенной, Гарди не участвовал. Он шел своим путем, решая иные идейно- эстетические задачи. Его интересу к народной жизни и коллективным ее формам отвечала эпическая широта и основательность жанра романа. Гарди хотелось дать развернутое изображение жизни народа, подчеркнуть духовное и нравственное его единство, возвышенные и героические его побуждения и действия. Ему не давался этот замысел. Тому были и объективные причины.

Дух патриархального единства утратил живую почву. Действительность поправляла литературные планы. Широкий замысел писателя нашел выражение в цикле романов. Но уже не слаженность и равновесие, а трагический конфликт лег в основу, последовательное и неудержимое его нарастание.

к направлению и оттенкам чувств, обнаруживая тонкое их понимание, он предпочитает обозначить и пояснить их четким словом, передать через поступок, бытовую или пейзажную деталь — зримый внешний образ.

Повествовательная манера Гарди не оставалась неподвижной, она вбирала в себя и новые приемы психологической характеристики, продолжая сохранять самостоятельность. При относительной, часто только кажущейся «старомодности», она являла новизну и самобытность, опирающуюся на классическую традицию и фольклор. Нередко традиционная сцена с устойчивыми бытовыми деталями и участием «старинных характеров», несмотря на обычную манеру описания, предстает в самом неожиданном повороте только потому, что на нее брошен обновленный взгляд художника.

Отзывчивость на требования художественной новизны отчетливее всего проявилась у Гарди, пожалуй, в пейзаже. Никому из английских писателей конца прошлого, да и нынешнего века не удалось так оживить пейзаж в литературной прозе, заставить природу «заговорить» с такой энергичной страстностью, как это сделал Гарди. Наиболее насыщены и выразительны пейзажи в романах «Возвращение на родину», «В краю лесов», «Тэсс из рода д'Эрбервиллей». Разные облики и состояния природы, пейзаж масштабный и миниатюрный, эпически величавый и лирически задушевный, переменчивый, динамический передают идейные и творческие искания писателя, движения его мысли, волнение чувств. Эти пейзажи поражали читателя внутренней значительностью и свежестью выражения и сейчас оставляют впечатление необычности.

В «романах характеров и среды», особенно в «Тэсс» и «Джуде», получили отражение типические проблемы литературного развития переходной эпохи, первых ее десятилетий. Переоценка ценностей, постановка и обсуждение «проклятых вопросов» социальной жизни, нарастание интереса к человеку, его внутреннему миру, к нравственной и эстетической сферам сознания, ощущение кризиса традиционных средств изобразительности, искание новых путей и средств. Всем своим творчеством Гарди многое по'дсказал новейшей английской прозе и поэзии. «Романы характеров и среды» — национально-самобытное, яркое и последовательно развернутое свидетельство демократизации английской литературы в последнюю треть XIX века, когда этот процесс усиливается, идет вширь и вглубь, составляя примету времени, захватывая творчество многих писателей, представителей разных поколений и позиций.

заглавными действующими лицами. Демократизируется художественная речь, сближаясь с широкими пластами живого языка. Образ мыслей и взгляд на жизнь трудовой массы получает не только более объемлющее, но и более точное выражение. Гарди не надо было настраивать себя на демократический лад, чувство близости трудовой среде было у него естественным и непроизвольным.

«правдивую деревенскую повесть о поденщике, получающем в день восемнадцать пенсов», что обыденная проза материала не поддается искусству и задушит поэзию. У Гарди это получилось. Его лучшие «деревенские повести» и правдивы и поэтичны.

Теккерей полагал, что писателю не следует изображать людей в практических условиях их повседневных занятий. «Все, что могут сделать авторы, — писал он в романе «Виргинцы», — это показать людей вне их дела— в их страстях, любви, смехе, забавах, ненависти и проч. — и описать эту сторону как можно лучше, принимая деловую часть как нечто само собой разумеющееся». Гарди одним из первых в английской литературе 70 — 90-х годов преодолел сомнения великого реалиста и опроверг его заповедь. На страницах его книг волнения страстей, интимные порывы чувств находят выражение вовсе не обязательно в стороне от практического дела или только на его фоне, но и в связи с ним, и в процессе его.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11