Приглашаем посетить сайт

Урнов М. В. : Великий романист Чарльз Диккенс.
Часть 5.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

5.

В 1842 году, в маленькой паузе перед появлением очередного объемного романа, Диккенс выпускает «Американские заметки», книгу о Соединенных Штатах Америки, в которой его журналистский опыт и мастерство, темперамент и пафос публициста получают свободное и развернутое выражение в жанре путевого очерка, в форме «заметок», основанных на личных впечатлениях.

Диккенс пробыл в Америке около пяти месяцев, проявил глубокий интерес и внимание к разным сторонам ее жизни — к ее общественным институтам и учреждениям, к быту и нравам, к материальным и духовным условиям социальной жизни. Он сопоставил Старый Свет с Новым, разные формы буржуазного правления, конституцию молодой республики,,провозгласившую свободу для всех и всеобщее равенство, с реальным положением в стране, и, проявив независимость суждений, выступил с развернутой критикой, обличающей американскую республику и капиталистический строй. Критика была проницательной и аргументированной, не склонялась к односторонности, не мешала выражению симпатий народу Соединенных Штатов Америки. Как всегда, Диккенс не хотел лукавить, поскольку был уверен в истине того, что он говорит, и посвятил свои «Заметки» тем своим друзьям в Америке, «кому любовь к родине не мешает выслушивать истину». Самой горькой ее частью было развенчание иллюзий, разоблачение обмана и самообмана, указание на отсутствие свободы, демократии и справедливости, которыми кичилась молодая республика и во что верили многие в Старом Свете, в том числе друзья Диккенса и сам он до того, как увидел все своими глазами. Писатель обнажил дикость американских нравов, практику терроризма, суда Линча, наглое пренебрежение духовными ценностями, «идеальным», принципами правды и справедливости и указал на зависимость этой бьющей в глаза дикости от системы социальных отношений, от рабовладения и культа чистогана. С возмущением и гневом писал он о «безнравственной американской прессе», «об этой страшной машине», «дурной глаз» которой «проникает в каждый дом», которая «умудряется приложить свою грязную руку» к каждому назначению на государственный пост, начиная от поста президента и кончая должностью почтальона. Побывав в Америке, Диккенс лучше понял Англию. Он без кичливости отметил в ней то, что показалось ему более пристойным, чем в заокеанской республике, хотя бы более благовидный облик британской печати. Значительно расширив свое представление о буржуазном обществе, он отчетливее увидел и коренные пороки в родной стране.

«Американские заметки» предварили роман «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» и вместе с этим романом явились вехой на творческом пути Диккенса. В новом романе расширена площадка действия, оно происходит попеременно в двух странах — в Англии и в Америке.

«Мартине Чезлвите» отличается концентрацией и социально-обличительным пафосом в большей мере, чем в предшествующих романах Диккенса. Про сюжет этого романа не скажешь безоговорочно словами Герберта Уэллса, что он, сюжет, надломился под тяжестью характеров. В нем выделено несколько социально значительных узловых моментов, позволяющих целенаправленно и без фабульных ухищрений развивать тему. Богатое наследство, его зловредное влияние на владельца и наследников, на их отношения — само по себе явление характерное, и вместе с тем через него в романе проступают в своих типичных чертах буржуазные нравы и психология. Охота за наследством старого Мартина Чезлвита, закоренелого эгоиста и скряги, обнажает однотипные пружины поведения его родственников, стадное торгашество и моральное оскудение как его следствие. Охотники за наследством стремятся прикрыть свое хищничество и духовную пустоту благовидной маской. Не своеобразие личности, а особенность личины и мера хищной энергии и хватки выделяет ту или иную фигуру из общей массы.

— мистер Пексниф — олицетворенное лицемерие и ханжество в их изощренной форме. Фальшивой кротостью и приторной елейностью он прикрывает притязание на особые достоинства и свои хищные вожделения. Стоит послушать его рассуждение о меланхолической прелести несбыточных юных надежд, в котором лукавая сентиментальная мечтательность сочетается с жесткой трезвостью, а затем его признание в удовольствии, какое он испытывает, восхищаясь «стойкостью... иных сословий переносить голод и холод», и уже можно представить себе характер и меру нравственного уродства, воплощенного в этой фигуре. Это превосходный образец реалистической сатиры, один из самых значительных сатирических характеров, созданных Диккенсом.

Важную событийную часть сюжета романа «Мартин Чезлвит» составляют афера и авантюризм как характерное явление социальной и коммерческой жизни, изображаемой Диккенсом: афера с «Англо-Бенгальской компанией беспроцентных бумаг и страхования жизни»,«основанной» авантюристом Монтегю Тиггом, и афера с распродажей земельных участков в Долине Эдема,организованная американскими авантюристами, жертвой которой оказывается и герой романа, молодой Мартин Чезлвит.

отвагой и наглостью ведет фальшивое предприятие на основе тщательно разработанной технологии, учитывающей психологию и клиента и конкурента, и обеспечивающий свою безопасность аппаратом секретной службы. Такой тип коммерсанта впервые появляется у Диккенса; в дальнейшем еще не раз он будет привлекать его внимание.

«патриотическое» восхваление этого «возвышенного установления», прославление коммерческого и политического ловкачества в качестве национальной доблести, поддержание национального и личного достоинства террором, безудержная демагогия, крикливая реклама и самореклама, наглое самодовольство и элементарная невоспитанность,— все это изображено Диккенсом как характерное явление «свободного полушария», продукт набирающего силу американского капитализма. С аферой Эдемской земельной корпорации связана тема «больших надежд» и крушения иллюзий, впрочем, эта тема изначально соединена с сюжетом и станет основной темой в предпоследнем романе Диккенса, который он так и назовет «Большие надежды».

«в надежде на большое наследство», и это его воспитание питает и раздувает его эгоизм. С большой надеждой он едет в Америку. Крах его надежды, перенесенные им страдания, соприкосновение с народной средой, мужество, бескорыстие, отзывчивость и оптимизм его спутника, слуги и друга Марка Тэпли, благотворно воздействуют на него, постепенно меняют его психологию, очеловечивают его чувства.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15