Приглашаем посетить сайт

Урнов М. В. : Великий романист Чарльз Диккенс.
Часть 14.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

14.

Шестидесятые годы — последнее десятилетие жизни Чарльза Диккенса, заключительный период его творческой деятельности. В первой половине 60-х годов он написал два романа — «Большие надежды» и «Наш общий друг», в конце этого десятилетия был начат, но не закончен роман «Тайна Эдвина Друда», последний его роман. Состояние здоровья Диккенса в эти годы резко ухудшилось, и прервался обычный для него процесс творчества, когда роман следовал за романом.

Биографы Диккенса отмечают влияние на ухудшение его здоровья психического потрясения, пережитого им в 1865 году в железнодорожной катастрофе. Поезд, в котором ехал Диккенс, упал в реку, рухнули все вагоны, кроме одного; только счастливая случайность спасла писателя, он оказался в этом, уцелевшем вагоне.

В последние годы своей жизни Диккенс много сил и времени отдавал публичным выступлениям, и не только в Англии, читая свои произведения в массовых аудиториях. Чтения его, как и его творчество, были неподражаемы. Слушатели встречали его восторженно. Диккенс любил театр с детских лет, он успешно выступал в любительских спектаклях, но только теперь во всей его огромной силе он проявил свой особый дар, не просто темпераментного чтеца, но талант артиста, создавшего свой театр, театр одного актера, вдохновенного исполнителя собственных прославленных произведений; он мгновенно захватывал все внимание слушателей, заставляя их и смеяться и плакать.

и тон их более суров и мрачен, несмотря на то, что на их страницах иногда является прежний диккенсовский юмор.

Достаточно обратиться к первым страницам романа «Большие надежды», чтобы почувствовать эту перемену тона и суровую сдержанность повествования. Здесь читатель знакомится с героем романа Пипом, еще семилетним мальчиком, круглым сиротой. Первое представление Пипа о родителях связано с их могильными плитами, а первое его сознательное впечатление от окружающего его мира связано с кладбищем, окруженном болотами, сам же он, Пип, представляется себе маленьким дрожащим существом, плачущим от страха. Первые слова Пипа на этих страницах: «Ой, не режьте меня, сэр!» — слова, произнесенные в ужасе, в ответ на грозный окрик: «Не ори, чертенок, не то я тебе горло перережу!» — окрик страшного человека, который «хромал и трясся, таращил глаза и хрипел». Так возникает первое сознательное представление Пипа от окружающего его «широкого мира», который в лице «страшного человека», под угрозой смерти, ставит маленькое существо перед необходимостью нравственного выбора. С этого момента читатель начинает следить за судьбой героя, а писатель — анализировать его характер, мотивы поведения, следить за тем, как возникают у Пипа «большие надежды» и чем завершаются его упования на «блестящее будущее», сформированное по стандарту буржуазной мечты об успехе.

В своих последних романах Диккенс с особым вниманием следит за отдельными лицами, проверяя глубину и прочность гуманной природы человека, его нравственные потенции. Его внимание привлекают душевные аномалии — следствие изломанных и ущемленных чувств, такое болезненное их соединение, как «восторг страдания», переживаемый Пипом, или страсть злодеяния, охватывающая загадочного Джаспера («Тайна Эдвина Друда»).

В последний период творчества Диккенса не ослабевает его обличительная сила. Как никогда прежде он обличает крайние формы самомнения и самодовольства— сословного, классового, национального самомнения, соединенного с умственной ограниченностью и эгоизмом. Критики с полным основанием как неувядающее творческое достижение Диккенса выделяют созданный им образ мистера Подснепа («Наш общий друг»).

«самим Провидением» и «ни одна страна не пользуется таким покровительством свыше, как Англия». Сомневаться в превосходстве всего английского, замечать в стране факты социальной несправедливости — значит, по мистеру Подснепу, «идти против бога». Все проблемы мистер Подснеп решает просто и быстро, он считает, что для англичан никаких нерешенных проблем не существует. Мистер Подснеп — воплощенное самодовольство торжествующего английского буржуа в период относительной стабильности его существования. В то время как мистер Подснеп заявил о «процветании» Англии и полном благополучии английского народа, Диккенс говорил о крахе «больших надежд» на личное счастье простого человека, на благополучие страны, на прогрессивное развитие общественной жизни, на кардинальные перемены в жизни общества.

Незадолго перед смертью, 27 сентября 1869 года, в публичной речи он заявил: «Моя вера в людей, которые правят, в общем, ничтожна. Моя вера в народ, которым правят, в общем, беспредельна».

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15