Приглашаем посетить сайт

Урнов М. В. : Великий романист Чарльз Диккенс.
Часть 13.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

13.

В романе «Крошка Доррит», заключающем серию масштабных социальных романов Диккенса, критическая оценка положения в стране не только не ослабевает, но становится еще более объемной, резкой и сокрушительной, сосредоточивается на правительственной и господствующей верхушке и государственном управлении в целом. Символ этого управления — министерство волокиты — воплощение бюрократизма, бездарности, бесконечной волокиты, кастовости. Принцип и девиз руководящей и практической деятельности правящей верхушки и всей чиновной братии — не делать того, что следует делать. Распоряжается в министерстве волокиты семейство Полипов, самодовольных паразитов, которые утратили способность критически осмыслить свое состояние и положение в стране.

Англия, морская держава, предстает у Диккенса в образе корабля, который облепили Полипы и тянут его ко дну.

В романе «Мартин Чезлвит» был представлен тип дельца особого пошиба, дельца дутой коммерции, аферист Монтегю Тигг. В сравнении с коммерсантом Мердлем, примечательной фигурой в романе «Крошка Доррит», Тигг мелкая сошка. Влияние Мердла общегосударственного масштаба. Гипноз его личности действует на все общественные слои сверху донизу. У всех на глазах он, посредственность и заурядность, превращается в великого человека, в экономическое, общественное и политическое светило, в надежду и опору нации и государства. Из многих превосходных по силе сатирического изображения эпизодов стоит выделить эпизод со званым обедом, на котором присутствовали «вельможи Двора и магнаты Биржи, государственные мужи из Палаты Лордов, столпы Церкви и столпы Финансов, цвет Магистрата и Адвокатуры, сливки Гвардии и Флота — одним словом, все те, на ком держится установленный в нашем мире порядок и из-за кого он иногда начинает шататься».

Все эти магнаты и столпы прославляют Мердла и преклоняются перед ним. А в итоге обнаруживается, что Мердл — это гигантская афера и блеф.

«Крошкой Доррит» появился роман «Повесть о двух городах», роман о революции, французской буржуазной революции 1789 года. Это движение творческой мысли Диккенса не трудно понять. Он обратился к историческому прошлому, к грозному его опыту, чтобы показать возможность и даже неизбежность революции в Англии, если в ее управлении и в положении народа не произойдет перемен.

Диккенс был противником насильственных преобразований общества, он страшился революции, ее разрушительной стихии. Но он сознавал историческую обусловленность революционного действия, видел в нем выражение недовольства народных масс, доведенных до отчаяния, не желающих мириться с бедственным положением, которое не хотят и не способны изменить господствующие силы. Он показал революцию как возмездие господствующим классам за их преступления против страны и народа.

Этим романом завершился самый плодотворный период творчества Диккенса.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15