Приглашаем посетить сайт

Урнов М. В. : Великий романист Чарльз Диккенс.
Часть 12.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

12.

Мысль о возмездии, неизбежной расплате за социальную несправедливость, все более занимает Диккенса и получает в его дальнейшем творчестве, особенно в романах «Тяжелые времена» и «Повесть о двух городах», развернутое реалистическое выражение.

«Тяжелые времена» — само это название романа было вызовом официальной Англии и опровергало распространяемое ею мнение о полном благополучии в стране. Буржуазная печать писала, что Англия процветает, а Диккенс заявил — переживает тяжелые времена. Буржуазная печать писала, что английская нация составляет «единое целое», а Диккенс показал ее раскол на антагонистические классы. Он не первый из английских писателей изобразил этот раскол. Еще в 1845 году вышел роман под знаменательным заглавием «Сибила, или Две нации»; знаменательна, разумеется, вторая его часть: «Две нации». Автор романа, известный литератор и видный политический деятель Бенджамин Дизраэли, впоследствии премьер-министр, лидер и идеолог консерваторов, знал положение рабочего класса и без прикрас описал его. Но в сравнении с Диккенсом Дизраэли посредственный писатель и, в отличие от него, реакционер, мечтавший о возврате к прошлому, о союзе аристократии и рабочих во главе с аристократией и под ее руководством. Диккенс же решительно выступал против реакционных политических и социальных притязаний аристократии.

«Тяжелые времена» впервые в английской литературе дан живой, истинно художественный коллективный образ возмущенных рабочих, написанный с искренним к ним сочувствием. Впервые в этом романе в развернутой сатирической картине показано, как в житейской реальности, на практике выражала себя философия утилитаризма, принцип голого расчета, провозглашенный буржуазными идеологами. Фабричный город Коктаун, место действия романа, за которым угадывается город Манчестер, символ промышленной Англии, выстроен по трафарету, так что тюрьму нельзя отличить от больницы, ничто в нем не радует глаз, вся обстановка подавляет чувство красоты и живую фантазию.

«философия факта», которую исповедует, проповедует и внедряет в мозги школьный попечитель Томас Гредграйнд, один из центральных персонажей романа, это утверждение универсальной бездуховности, не просто убывание, а убиение души. Одна из глав романа, в которой изображена деятельность мистера Гредграйнда, так и называется: «Избиение младенцев».

«Тяжелые времена». Сюжет развивается согласно той строгой логике, какая отражена в пословице «Что посеешь, то и пожнешь». Сама эта, необычная для Диккенса, четкость выражения дидактического замысла указывает не только на устойчивость его веры в нравоучительную проповедь и надежды на решительные социальные реформы, но и его сомнения на этот счет.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15