Приглашаем посетить сайт

Урнов М. В. : Великий романист Чарльз Диккенс.
Часть 11.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

11.

В романах Диккенса — толпы персонажей, центральных и эпизодических. Эпизодические лица, как бы значительны они ни были, обычно появляются и действуют, если они действуют, вне сюжета.

Одно из эпизодических лиц романа «Холодный дом» имеет особое значение. Это уличный мальчишка, беспризорный маленький Джо, подметальщик из лондонских трущоб под названием «Одинокий Том». Эпизодический персонаж, он, однако, в известном отношении, может быть поставлен в ряд с главными действующими лицами из мира детства, созданного Диккенсом, с такими его героями, как Оливер Твист, малютка Нелл, Дэвид Копперфилд и Крошка Доррит.

Критики и читатели по-разному относятся к маленьким героям Диккенса, особенно к малютке Нелл и Крошке Доррит. Многие считают их слишком идеальными, ангелоподобными, только что без ангельских крылышек. На их плечи и душу легли тяготы, которые едва под силу вынести закаленному взрослому человеку. Это подвижницы, отважные, стойкие, всегда сохраняющие в чистоте свой нравственный облик. Любовь, честь, долг, самоотверженность составляют сущность их характеров.

Как бы ни судить об этих малютках, едва ли возможно отрицать реальную основу их образов. Можно даже не упоминать о том, что на создание образа и судьбу маленькой Нелл оказала воздействие ранняя смерть Мэри

Хогарт, своячницы Диккенса. Не следует забывать о той удивительной силе воздействия, какое оказывали эти героини на массу читателей разных возрастов и уровней сознания. Они вызывали восхищение и живейший ин терес к их переживаниям и судьбам.

В нью-йоркском порту собиралась толпа людей в ожидании корабля из Англии, который вез очередные выпуски романа «Лавка древностей». Читатели обращались к Диккенсу с просьбой сохранить жизнь малютке Нелл. Сам автор с болью в сердце, глубоко страдая душевно, описывал последние минуты жизни своей героини.

В дневнике выдающегося английского актера, друга Диккенса, Макреди появилась запись: «Я прочитал... известие о смерти дорогой девочки, и у меня кровь остановилась в жилах».

Маленькие героини Диккенса попадают в тиски не только материальных трудностей, но и сложных моральных проблем, которые им приходится решать на свой страх и риск. Самоотверженная любовь Крошки Доррит к отцу, оказавшемуся в тюрьме Маршалси, служит для него единственной опорой, помогающей ему переносить тяжесть и горечь унизительного положения. Но, привыкая к подвижническому поведению дочери, он со временем начинает эксплуатировать ее самоотверженность, причиняя моральный ущерб и себе и ей. Положение униженного развивает в нем ложное самомнение, жалкую гордыню, снобизм, черствость. Однако самоотверженная любовь Крошки Доррит не слепая любовь, хотя она и склонна закрыть глаза на жалкие слабости отца и как-то оправдать его. В этой сложной ситуации она не представляет себе иного образа поведения, кроме как следовать отзывчивости и доброте своего сердца, чувству дочернего долга. И Диккенс не решается предложить своей героине изменить отношение к отцу, он одобряет последовательность ее поведения.

Духовный облик маленького Джо и его положение необычного эпизодического лица требовали от автора особой сдержанности чувств. Малейший намек на сентиментальность. повредил бы не только достоверности и художественной убедительности образа, но и авторскому замыслу.

«Имя — Джо... Отца нет, матери нет, друзей нет». Джо знает, что он «настоящий нищий» и «что метла есть метла», та метла, которой он подметает улицу. Это все, что он знает относительно социального и материального мира. Он знает также, что «лгать нехорошо», и это предел его познаний нравственности и нравственных проблем. Он способен отозваться на доброе к нему чувство, самое малое его проявление, и платит за него благодарностью так, как умеет и может. Но это маленькое и обездоленное существо неразвито и выражает свою неразвитость одной и той же словесной формулой: «Я ничего не знаю».

Контраст между изощренным и совершенно неразвитым сознанием для Диккенса не только еще одно ужасающее свидетельство социальной несправедливости, но и угроза нормальному развитию здорового общественного сознания. Контрастные стороны, при всей их видимой разделенности, оказываются взаимосвязанными. Изощренное сознание леди Дедлок становится пресыщенным, ведет к духовному и нравственному тупику, сознание неразвитое способно быть и становится почвой возмездия за социальную несправедливость.

Маленький Джо, ничего не зная, оказывается значительным участником событий, которые ведут к тяжким последствиям. Он невольно способствует раскрытию тайны, обволакивающей судьбы центральных действующих лиц, он невольная причина тяжкой болезни Эстер Саммерсон, незаконной дочери леди Дедлок, и косвенная причина преждевременной смерти последней.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15