Приглашаем посетить сайт

Урнов М. В.:Джордж Мередит. (Творчество и эксперимент).
Часть 9.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9.

Если в «Эгоисте» сатирически представлен образец аристократа, то в романе «Один из наших завоевателей» — образец преуспевающего буржуа.

Главный герой романа Виктор Рэднор, крупный делец лондонского Сити, показан как фигура типическая. Это — один из «завоевателей», представитель господствующей и торжествующей силы в капиталистическом мире. Само имя его звучит мажорно: Victor — победитель. Виктор Рэднор — «идеал» богача, который «обещает быть идолом» английских обывателей. Импозантный вид, кипучая энергия, несокрушимый оптимизм — весь облик героя, его благополучие и деловой успех как бы призваны иллюстрировать буржуазное «процветание».

Но за этим внешним благополучием и блеском таятся подлые поступки, хищные вожделения, фальшь, тревога и животный страх. Путь Виктора Рэднора к успеху — грязный путь. Судьба его символична. Он начал свою карьеру с мерзкой сделки — женился на деньгах и долгие годы безуспешно ждет смерти своей престарелой супруги. Он загребает миллионы, он вершит дела в Индии, в Южной Америке, в Южной Африке, но его тревожит конкуренция и страшит гнев народа. Себя и себе подобных он сравнивает с хищным зверем в золотой клетке. Он настойчиво ищет выхода из противоречий личной и общественной жизни: лелеет мысль о сплочении англичан путем решительных действий и вдохновляющей «идеи» («островитяне еще раз возглавят мир новой эпохи, отвергающей материализм») в надежде «спасти существующий порядок».

Но когда Виктор Рэднор уже возомнил себя будущим спасителем нации и буржуазного миропорядка неблагоприятное стечение обстоятельств сокрушает его.

В центре романа — частная жизнь Виктора Рэднора, но она полна глубокого общественного смысла. Этюды делового Лондона, бытовые и политические зарисовки, многочисленные персонажи, представляющие различные социальные и профессиональные слои — аристократию, буржуазию, чиновничью, литературную, артистичную среду, — хотя и даны в своеобразной беглой и дробной повествовательной манере, но содержат типические черты и создают убедительный фон.

Роман «Один из наших завоевателей» ощутимо передает атмосферу потрясений и кризиса, которые переживала Британская империя в период перехода к империализму. Роман остро полемичен и резко контрастирует с казенным оптимизмом официальной буржуазной идеологии того времени.

Автор разделяет некоторые ложные представления своего героя, но трезво оценивает многие существенные факты и явления. По мнению одного из действующих лиц, писателя Колни Дьюренса, напоминающего самого автора, история Виктора Рэднора «вскрыла пустоту абстрактного оптимизма». В этих заключительных словах романа содержится одна из его основных идей.

Роман «Один из. наших завоевателей» отличается новизной материала и формы. Та необычность в приемах изображения, которая обращала на себя внимание в предшествующих произведениях Мередита, особенно в «Эгоисте», в этом романе получила дальнейшее развитие. Автор показывает общественные явления преимущественно в их психологическом преломлении и передает душевные процессы в сложных движениях и деталях.

и больше всего беспокоит господствующие слои. Мередит добивается этого с помощью характерных для него приемов. Так, в речи героев романа неоднократно звучит слово «punctilio» (буквально — формальность, щепетильность). Соотнесенное с обстоятельствами жизни Виктора Рэднора и взятое в кругу устойчивых ассоциаций, беспокоящих его сознание, оно оказывается весьма значительным 1

Роман открывается следующим эпизодом.

Виктор Рэднор, живое воплощение благополучия и успеха, идет, «сверкая, как его новый жилет», по Лондонскому мосту и вдруг падает и ударяется затылком.

Этот ушиб становится источником его недуга, но беспокоит его меньше, чем возникшая тут же перепалка с рабочим, который помогает ему подняться на ноги.

«Черт бы побрал этого парня!» — говорит Виктор Рэднор, заметив пятна грязи на своем жилете.

— «Это меня, что ли, сэр?» — спрашивает рабочий...

— «Все в порядке, старина»,— откликается Рэднор.

«Ошибаетесь: этого бы не случилось».

— «Что такое?»

— «Будь все в порядке, не растянулись бы вы во всю длину, как полминуты назад»...

«Ну, ладно, нечего грубить»...

«А, бросьте вы свою проклятую формалистику» (And none of your dam'd punctilio).

И эта «формалистика» гвоздем застревает в мозгу Виктора Рэднора. В дальнейшем punctilio не раз всплывает в сознании героя при таких обстоятельствах и в таком внутреннем контексте, которые позволяют вскрыть его тайные мысли и чувства.

Уже охваченный безумием, финансист продолжает твердить, что у него есть «идея», будто бы способная устранить противоречия времени, однако она затерялась в памяти, когда он упал на мосту и столкнулся с рабочим. Он повторяет услышанную им из уст рабочего фразу, сопровождая слово тем же ругательным эпитетом. Этими психологическими деталями подчеркивается полная беспомощность героя разрешить возникшие перед ним неотвратимые проблемы.


Примечания.

«Стиль Мередита порою натянут и напыщен, в особенности в первых главах. Но даже некоторые из тех фраз, которые обычно цитируют, чтобы показать громоздкость фразеологии, не так плохи, как может показаться» (с. 292).

Уже в первом предложении, отмечает Линдсей, читатель сталкивается с неожиданным оборотом: Рэднора, который поскользнулся и упал, проходя по Лондонскому мосту, по всей вероятности, подвела апельсинная корка. Но писатель избегает точного определения, он пишет: "some sly strip of slippeness», — это словосочетание, построенное на звуковой игре, дано в авторской речи и кажется натянутым. Но, взятое в стилистическом контексте, оно становится достаточно естественным и понятным, составляя один из элементов психологической характеристики героя: он не видел, на чем поскользнулся (для него это некий скользкий лоскут), не придал этому значения и не учитывает, насколько этот пустяк может быть коварным (some sly strip, — как говорит автор). По мнению Линдсея, Мередит воспроизводит здесь не столько внешние детали, сколько внутренние движения героя «в связи с особой важностью для Виктора Рэднора этого момента, который обнаруживает его скрытый страх, его затаенный страх и ненависть к рабочему классу» (там же).

Джек Линдсей первый обратил внимание на глубокий идейный смысл романа «Один из наших завоевателей».

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10