Приглашаем посетить сайт

Урнов М. В.:Джордж Мередит. (Творчество и эксперимент).
Часть 10

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10

Поздний Мередит первым в английском романе применил технику собственно «потока сознания», дал ее образцы. Они появились у него как последовательный результат освоения традиции и развития собственного литературного опыта.

Ассоциативные сигналы, едва ощутимые намеки складываются в романе «Один из наших завоевателей» в сложную и тщательно разработанную систему. Она требует от писателя усилий, напряжения. «Я хочу спасти существующий порядок, — говорит Виктор Рэднор, — я за христианство и против сребролюбия, которое нам угрожает. Громадные состояния приобретают в стране силу древних титанов или средневековых баронов. Рассредоточение богатства — в этом секрет. Натали согласна со мной. Приличная бедность1 Она несколько утомлена, нуждается в перемене. Я думаю о паровой яхте, будущий месяц на Средиземном море. Вся наша компания. Натали любит покой. Я верю в мой политический рецепт».

жизнью и не хочет делать тайное явным. А сейчас он говорит о самом для него сокровенном и выдает себя за благодетеля общества. Но его демагогия, корысть, тревога и жажда спокойствия обнаруживают себя. «Приличная бедность» плохо вяжется с планом увеселений на широкую ногу. Однако, чтобы уловить весь подтекст отрывка, недостаточно взять его в непосредственном словесном окружении. Надо держать в памяти широкий контекст с множеством детал. ей. Все это предсказывает уже джойсовские приемы, складывающиеся в манеру «потока сознания».,

Подчеркнутая ассоциативность «внешнего» и «внутреннего» монологов возникает у Мередита с учетом индивидуальных особенностей персонажей и их душевного состояния. Психологический анализ в основе своей продолжает быть содержательным. Однако заметно, как мередитовский эксперимент вызывает стилистические и композиционные «причуды» уже формалистического свойства. , ;

Мередит по-прежнему прибегает к излюбленному им приему — ссылкам ца вымышленные произведения, оттеняя в них узловые темы. На этот раз важную идейную и композиционную роль в романе играют две книги, заключающие животрепещущий материал и примечательные своей обличительной направленностью. Первая из них — «Раджа в Лондоне» («поэма или драматическая сатира»). Перед критическим взором индийцев, осматривающих Лондон, предстают завоеватели.

Имперская столица обрисована лаконичными, беглыми, но выразительными штрихами («Ночной Лондон — это отверженный, стонущий у ног полицейского», где обитают «ущемленные, голодные, тощие, обездоленные и силы, их угнетающие»). Вторая книга — сатирический бурлеск «Языки-соперники», обличающий империалистическую конкуренцию. Ее автор — Колни Дьюренс, один из центральных персонажей романа, который противостоит Виктору Рэднору и в то же время социально связан с ним. «Виктор Рэднор и Колни Дьюренс представляли в своем обществе Оптимиста и Пессимиста. Они могли бы возглавить в стране эти племена».

Книга «Языки-соперники» упоминается в романе неоднократно. В ней и в связи с ней характеризуются литературные нравы, вкусы и требования господствующей верхушки, которая страшится массового читателя, боится критики («Я ненавижу сатиру», — говорит Виктор Рэднор). Мередит выступает против рутины, против лживого оптимизма и приукрашивания действительности, призывая к трезвой оценке фактов.

«Один из наших завоевателей» принадлежит к лучшим романам Мередита. Он написан в духе смелой критики, но рассчитан на избранную аудиторию, не обращен к широкому читателю. Это обстоятельство не могло не сказаться на мередитовском стиле, и без того усложненном.

«Эгоиста» и «Одного из наших завоевателей», для многих молодых талантов, желавших сказать новое слово, представлялся «несравненным романистом».

«мирного процветания» английского капитализма. Его первый роман — «Испытание Ричарда Феверела» — вышел в 1859 году — в том же году, что и первый роман Элиот «Адам Вид». Мередит перестал писать романы в одно время с Томасом Гарди, именно в ту пору, когда английский капитализм переживал острый кризис. Последний роман Мередита— «Странный брак» — и последний роман Гарди — «Джуд Незаметный» — были опубликованы в 1895 году. Как ни случайно это совпадение в датах, оно знаменательно. «В Англии всадник слишком тяжел для лошади»,— написал Мередит в «Карьере Бьючемпа», выразив этой метафорой возраставшее в народных массах чувство тяжести возложенного на них бремени.

«Народ — вот грядущая сила», «наступает эра рабочего человека», — сказал он словами одного из героев того же романа, выразив идею, которая в Европе и Англии становилась все более актуальной. О чем бы ни писал Мередит в своих романах, он помнил об этом чувстве и этой идее.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10