Приглашаем посетить сайт

Урнов М. В.:Джордж Мередит. (Творчество и эксперимент).
Часть 1.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1.

Жизненный путь Джорджа Мередита (1828—1909) охватывает почти тот же период времени, что и годы жизни Л. Н. Толстого. Однако Толстой своим долголетием— физическим и творческим — связан в нашем представлении с целым веком, между тем репутация Мередита умещается в гораздо более узкие рамки. Это писатель, совпадающий с Толстым в одном из направлений, там, где «интерес подробностей чувства заменяет интерес самих событий» (Толстой).

Начало творческой деятельности Мередита, что знаменательно, связано с именем Диккенса, которому он был представлен в 1849 году. По-видимому, по рекомендации Диккенса опубликовано его первое стихотворение. В 1850 году в журнале «Домашнее чтение» — журнал тогда стал выходить под редакцией Диккенса — было напечатано несколько стихотворений молодого поэта.

Джордж Мередит происходит из демократической среды. Дед и отец его были известными в Портсмуте портными, держали в этом портовом городе мастерскую, изготовлявшую флотское обмундирование. Мать Мередита— ирландка, дочь портсмутского трактирщика. Он не получил ни систематического среднего, ни университетского образования.

Джордж Мередит — и романист и поэт. Ему принадлежат тринадцать романов (четырнадцатый, «Кельты и саксы», остался незаконченным), несколько повестей, поэм, много стихотворений. В этом распределении творческих сил, когда писатель в равной или почти в равной степени проявляет себя и в прозе и в поэзии, сказывается иное их соотношение в последнюю треть века, чем в 40—50-е годы.

Мередит тесно связан с журналистикой, в 1866 году он был военным корреспондентом в Италии, первым, кажется, английским писателем — военным корреспондентом новейшего времени. Литература и журналистика, их связь в творческой деятельности большого писателя— характерная черта и одна из проблем литературного развития на «рубеже веков». Опыт военного корреспондента позволил Мередиту написать роман «Виттория» — первый английский роман о национально-освободительной борьбе. Он положил начало традиции, получившей широкое развитие в Англии спустя сто лет, уже в наше время.

«Виттория» — единственный роман Мередита, в котором отчетливо проявила себя зависимость писателя от журналиста. При всей значительности темы, этот роман сохраняет преимущественно историко-литературный интерес. Мередит проводит четкую грань между художественной литературой и журналистикой в то время, когда в английской литературе наметилось их сближение, когда даже некоторые знаменитые писатели начали эту грань стирать. Один из наглядных примеров— романы «Гриффит Гонт» и «Страшное искушение» весьма популярного в то время Чарльза Рида (1814—1884) и та дискуссия, которую эти романы вызвали.

Чарльз Рид более откровенно, чем другие английские литераторы, писал о распространенных фактах нарушения нравственных норм семьи и брака. Казалось, он был смелее других, смелее Диккенса, который признавался в письме к Уилки Коллинзу, что не стал бы печатать «Гриффита Гонта», несмотря на его литературные достоинства. Но это была смелость темпераментного либерала и опытного литератора, подхватывавшего с газетных страниц острую тему, считавшего, как он говорил, своим долгом писателя «зарегистрированные факты... вплетать в художественные образы». По сути дела, Чарльз Рид стремился поспевать за журналистикой, превращая с поучительной целью художественный образ в развернутую иллюстрацию «зарегистрированных фактов».

Джордж Мередит держался иного взгляда на возможности и назначение литературы. Информационную и агитационную функции он относил к сфере журналистики. В известной мере этим можно объяснить его стремление ослабить связь с предметным окружением и временем действия, стремление заменить изображение обстановки и обстоятельств намеками на них, символами, аллегориями и литературными реминисценциями и в то же время сжать и замкнуть систему взаимоотношений действующих лиц. Все это могло питать и питало возможность обособления литературы от действительности. В дальнейшем развитии английской литературы эта тенденция дала себя знать и в своих крайностях— в абстракционизме и формализме, в мнимой многозначительности изощренных условных приемов.

В течение тридцати пяти лет, начиная с 1860 года, Мередит непрерывно работал консультантом крупнейшего лондонского издательства «Чепмен и Холл», фактически являясь его главным редактором. Это единственный в литературной жизни Англии случай почти пожизненного совмещения выдающейся творческой и профессиональной редакционно-издательской деятельности.

Решая судьбу рукописей, высказывая о них авторитетное мнение в издательских рецензиях, в письмах к авторам и в беседах с ними, Мередит оказал значительное влияние на литературу и литературную жизнь Англии 60—90-х годов, влияние, еще не получившее должной научной оценки. Это было подвижничеством, обусловленным призванием и материальной необходимостью.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

© 2000- NIV