Приглашаем посетить сайт

Соколова Е. А. Творчество Шарлотты Бронте.
Романтический мир юношеских произведений Шарлотты Бронте

Романтический мир юношеских произведений

Шарлотты Бронте

Шарлотта Бронте, знаменитая английская писательница, начала заниматься художественным творчеством еще в детские и юношеские годы, в поисках спасения от унылой жизни Хоуорта, где она жила со своей семьей.

В середине 1820-х гг. у Бронте появился вкус к сочинительству. Попытки выразить свои переживания, устремления и мечты привели к тому, что сестры Бронте и их брат Брэнуэлл написали серию повестей о вымышленной стране Ангрии, в романтическом духе, явно подражая Байрону и Скотту.

Юные Бронте страстно желали вырваться из унылого Хоуортского захолустья, увидеть огромный, яркий, многообразный, такой манящий мир больших городов, дальних стран. Упиваясь романтической поэзией, они отвергали спокойную повествовательную манеру английского реализма XVII в., лишенную трагической возвышенности. Их не прельщают здравые рассуждения, развернутые характеристики персонажей, свойственные английскому роману Просвещения, их не интересует бытовая и пейзажная детализация.

Время действия саг совпадает со временем их написания. Ангрианские происшествия тесно связаны с последующими событиями в Англии, в сущности являясь откликом и пародией на них.

Многие персонажи носят имена знаменитых современников Бронте (например, Наполеон или герцог Веллингтон). Одновременно мир саг населен феями, волшебниками, гномами, роковыми красавицами и демоническими злодеями.

Позднее исследователи называли эти повести «ангрианскими сагами» Под влиянием «готической» предромантической литературы, действие ангрианских саг разворачивалось на фоне экзотических пейзажей, в мрачных старинных замках. Так создавалась полная противоположность ландшафтам пустынного Хоуорта. Герои саг – роковые красавицы и демонические злодеи, жестокие властелины или благородные разбойники – словом, личности необыкновенные. Они совершают то великие подвиги, то страшные преступления, жизнь их полна страстей и не похожа на жизнь окружающих Бронте людей. В сагах над реальностью господствует фантастический, воображаемый мир.

Во время написания «ангрианских саг» само мировоззрение юной Шарлотты Бронте было романтическим. Оно еще не воспринимало явления действительности как нечто объективное, развивающееся по собственным законам. В 1820-1830-е гг. писательница создает представление о мире в соответствии со своим душевным состоянием и идеалами. Она «видит явления Действительности живущими той жизнью, которую им придает субъект» (1;4), то есть она сама. Юный автор произвольно изображает ход жизни, создает и развивает характеры, решает судьбы своих персонажей так, чтобы они наилучшим образом выражали его идеи и эмоции. Лирические переживания героев отражают не особенности явлений реального мира, а особенности воссозданных автором представлений.

Мировосприятие Бронте было обусловлено рядом объективных обстоятельств. Прежде всего юную и пылкую писательницу очень волновала противоречивая, героическая и одиозная личность Наполеона, популярность которого была в то время еще велика По свидетельству биографов, Бронте в юности увлеклась одновременно поэзией Мильтона и философией Кальвина, что наложило отпечаток на ее понимание личности и в немалой степей способствовало романтической приподнятости героев саг. Исследователь ее творчества Н. И. Соколова пишет: «Увлечение Мильтоновским Сатаной приводит Бронте к поэтизации демонического начала в личности. Человеческая природа предстает как хитросплетение пороков» (2; 5).

Увлечение Мильтоном и философией Кальвина с его идеей «избранных» нашло прямое отражение в «ангрианских сагах». Главный герой, Заморна, весьма напоминает мильтоновского Сатану, кальвинистского и божьего избранника и Наполеона.

В конце 1820-х гг. в сагах чувствуется сильное влияние «готиче­ского» романа. Писательница использует приемы готики, о чемсвидетельствует тематика саг, их образы, характеры, мистическая насыщенность. В ранних произведениях нет объективных образов, зарисовок быта. Они полны недомолвок, намеков, неясностей, несвязностей. Ангрианские саги проникают в область интимных переживаний, они будят, провоцируют воображение читателя. В них широко используются фольклорные и сказочные мотивы, подчеркнуты драматизация и лиризм отдельных сцен, авантюрные элементы.

личность, внутренний мир человека. Писательница стремится создать героя со сложным, многогранным характером. В это время сага, «благодаря возрастающей зрелости Шарлотты, теряет привкус детскости, избавляется от омертвевших характеров», – пишет Бентли (3, 42). В сагах все большее место занимает любовь, увеличивается число персонажей. У маркиза Доуро появляется противник – черный пират Роуге, родом из старинной дворянской семьи в Персии. Это байронический герой, «блестящий и прекрасный, темный и преступный» (3, 42). Он возвращается до герцога Нортэнджеральда, кровного врага Заморны (бывшего Доуро). Появляется яркий образ Мины Лоури, одной из возлюбленных Заморны.

В саге, повествующей об их любви, Бронте создает особенно живые характеры, которые будут разработаны в зрелых произведениях. Мина – двадцатилетняя девушка из сельской местности, становится любовницей Заморны. Она противопоставлена его жене – герцогине. Но контраст крестьянки и герцогини остается внешним: скромное темное платье и серьги Мины подчеркивают пышные туалеты и драгоценности герцогини. Однако чувства обеих женщин одинаковы, и они равны в своей несчастной любви к романтическому герою.

Заморна, как уже отмечалось, – человек, подверженный игре страстей и противоречивым импульсам. Интерес к проявлениям и последствиям страсти, исследование чувств персонажей, интерес к психологическим конфликтам становятся главной особенностью творческой манеры Бронте к концу 1830-х гг.

В последних сагах отразились размышления взрослевшей Шарлотты Бронте о противоречивости человеческого характера. Так, положительный герой ранних саг маркиз Доуро превращается в герцога Заморну, который вмещает в себе как положительные, так и отрицательные черты. О нем нельзя судить однозначно, он непредсказуем в своих поступках. Заморна то совершает великие подвиги, проявляет себя как благородный герой, то, напротив, опускается до злодеяний, становится деспотом. Это объясняется тем, что в Заморне слились черты двух противоположных друг другу героев ранних саг; Доуро, авторского идеала, привлекательного человека, наделенного душевным благородством и разнообразными талантами, и Александра Перси, воплощавшего жестокость и коварство. В Заморне причудливо переплетаются добро и зло, благородство и низость, красота и уродство. Это не случайно: юного автора интересует двойственность человеческой природы. Бронте пытается понять, как могут в одном человеке уживаться противоположные черты характера. В поисках решения этой проблемы она использует мотив двойничества: у Заморны появляется брат, как две капли воды похожий на него. Кажущаяся непоследовательность героя объясняется появлением брата – двойника Заморны.

Изучая человеческую психологию, Бронте приходит к выводу, что человеческий характер построен на порой противоречивом взаимодействии воли, разума и страсти. Разум и страсть противостоят друг другу, и человек с помощью воли должен уравновесить их. Юная писательница в равной степени осуждает и чрезмерную рассудочность, представленную в образе Мариан Хьюм, и недостаточное сопротивление страстям. Такова леди – Зенобия Эллрингтон, которая теряет рассудок от любви к Заморне, ибо не в силах сдержать страсть. В повести «Каролина Верной» Бронте изображает конфликт между страстью и разумом. Каролину, возлюбленную Заморны, дочь его врага, обуревают противоречивые чувства, приносящие ей мучительные страдания. В ней борются любовь и чувство долга, страсть и веление совести. Она находит в себе силы сопротивляться страсти, и это вызывает у автора одобрение. Конфликт между страстью и долгом, намеченный в «Каролине Верной», будет развит в «Джейн Эйр».

Бронте пишет: «Настало время привести воображение в порядок, подстричь его и удалить все лишние ветки», – романтическая Ангрия ей больше не интересна. Теперь ее влечет к «новой стране, с более прохладным климатом, где рассветы серы и скромны, а возникающий день хотя бы ненадолго омрачен тучами» (4, 67), Под «новой страной» писательница понимает мир литературного реализма, который открыл ей возможности для нового творчества.

Хотя ангрианские саги не получили в дальнейшем непосредственного развития, тем не менее многие характеры, темы, сюжеты, сцены, идеи, разработанные в них, стали основой для зрелых произведений Бронте, появившихся уже после 1845 г.

Источники

– Mecler, 1982.

2. Соколова Н. И. Романы Шарлотты Бронте. Концепция личности // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М.,1988. С. 86-95.

– London, 1974.

4. Gaskell E. The life of Charlotte Bronte. – London, 1857.