Приглашаем посетить сайт

Соколова Е. А. Творчество Шарлотты Бронте.
О полемике Джорджа Генри Льюиса и Шарлотты Бронте

О полемике Джорджа Генри Льюиса

и Шарлотты Бронте

Шарлотта Бронте, воспитанная на английской романтической поэзии, впитавшая закрепившиеся в искусстве образы, приемы, символику романтизма, в зрелом возрасте отталкивается от романтической эстетики и обращается к реализму, не отказываясь, однако, и от существенных элементов романтической поэтики, которая, несмотря на вспомогательное значение в структуре ее произведений, занимает значительное место в художественном мире ее книг.

Особенности художественных воззрений Бронте проявились в ее полемике с Джорджем Генри Льюисом, известным английским писателем, авторитетным критиком позитивистского направления. Он восхищался талантом современницы и писал о ней: «Почти всё, что требуется от романиста, у нее есть: понимание характеров, их изображение, живописность, страсть, знание жизни. Реальность глубокая, значительная свойственна её книгам» (1).

­зации, критиковал за непоследовательность реализму, советуя сосредоточить внимание на достоверности романных коллизий.

Бронте, питая глубокое уважение к Льюису, восхищалась умом критика, старалась следовать ее советам, но отстаивала свой взгляд на воображение, во многом близкий романтикам. Она соглашалась с Льюисом в том, что следовать правде – следовать жизни. Но художник с помощью воображения волен трансформировать жизнь в своем воображении. Бронте убеждена, что личный опыт недостаточен для писателя, который хочет достичь правды в изображении жизни. Она пишет Льюису об ограниченности личного опыта: «…Индивидуальный опыт очень ограничен, если автор будет довольствоваться этим ограниченным опытом, то станет повторяться». (2)

Как последовательный позитивист, эмпирик, Льюис категори­чески отрицал воображение и вымысел, он признавал правду как фактический материал, результат непосредственного опыта автора. Он утверждает, что науку и искусство интересует не познание законов развития жизни, а данное единичное явление. Задача философа и художника заключена в описании им явления, но не в раскрытии его сущности.

Бронте отчасти соглашалась с ним, и в предисловии к изданной ею книги сестры Эмили «Грозовой перевал» писала, что темы, образы романа должны быть подсказаны той сферой жизни, какой живет автор; его сословием, местом проживания и т. д. По ее мнению, писатель вправе руководствоваться воображением, которое основывается на глубоком изучении действительности. Писательница признается, что взяла себе за правило черпать материал только из хорошо изученных и знакомых ей областей жизни. Так, в романе «Шерли», в котором важное место занимает восстание луддитов, она использует свидетельства очевидцев (от рассказов своего отца, пережившего ужасы того бунта, до материалов современных газет). Этот помогло ей создать исторический фон романа.

Стремясь к гармоническому сочетанию в художественном произведении вымысла и факта, Бронте одинаково отказывалась и от увлечения романтическим субъективизмом, и от точного копиро­вания действительности, к которому призывал ее Льюис, советуя учиться у Джейн Остен точному и правдивому отражению жизни.

­ной, она не может смириться с отсутствием в ее романах сферы чувств, столь близкой Бронте. Она пишет об Остен и её книгах: «Что-либо, похожее на страстность или восторженность, на пате­тику, горечь, чувствительность, остается за пределами её книг: пыл­кие изъявления чувств автор встретит градом язвительных на­смешек, холодным презрением, как “outre” или сумасбродства». (3)

Критическое отношение Шарлотты Бронте к Джейн Остен порождено, пожалуй, тем, что автор «Джейн Эйр» тяготела к романтизму, к романтическим приемам в изображении чувств, а автор «Гордости и предубеждения» критиковала их, не допускала проявления романтического метода в своем творчестве, хотя и была современницей Кольриджа и Вордсворта.

– представители разных стадий критического реализма. Один чувствовал себя свободным от влияния романтизма, стоял на подступах к натурализму, другая в своем творчестве во многом опиралась на наследие романтиков.

1. Wise T. G. and Symington G. A. The Brontes. Their Lives, Friendships and Correspondens.– Oxford, 1932. – P. 84.

– London, 1857. – P. 329.

– London, 1955. – P. 117.