Приглашаем посетить сайт

Соколова Е. А. Творчество Шарлотты Бронте.
Черты сходства художественного мира Шарлоты Бронте и Джордж Элиот

Черты сходства художественного мира

Шарлоты Бронте и Джордж Элиот

Последний роман Шарлоты Бронте «Городок» взаимодействует с ранним творчеством Джордж Элиот, в чем-то ее предвосхищает. Ее мыслящие, глубоко честные, духовно одаренные героини состоят в прямом родстве с интеллектуальными волевыми героинями Джордж Элиот.

Элиот читала в свое время романы Бронте, которые не могли не оказать некоторого воздействия на ее художественную натуру. Кроме того, обе романистки испытали, в разной мере и каждая по-своему, сильное влияние критика Льюиса: обе принимали его требования быть точным и строгим в передаче фактов и деталей. Если Бронте пытается соотносить «правдивое» и «вымышленное, то для Элиот критические взгляды Льюиса имели большее значение: ее эстетические воззрения складывались целиком под его влиянием, на основе принятой философии позитивизма в ее спенсеровском варианте. Элиот требует от искусства не только правдивости, как Бронте, но и документальной точности, верности жизни в деталях, строгости в передаче наблюдаемых фактов. Несмотря на некоторую разницу в понимании правдивости искусства, писательниц объединяет наличие не просто правдивости, но и психологической достоверности при изображении переходов от одного душевного состояния к другому. Бронте скупыми выразительными штрихами описывает чередование психических состояний героинь. Совмещение противоположных эмоций составляет важную часть авторской характеристики героинь. Важнейшим средством описания психологии героинь и их психических состояний становятся диалоги и внутренние монологи. Они углубляют, дополняют и характеризуют психологический самоанализ героини, раскрывающий процессы развития, трансформации ее переживаний.

Эти приемы воссоздания внутренней жизни героини, намеченные Шарлоттой Бронте, можно увидеть в психологических романах Элиот в более развитом, полном виде. Образцом психологической прозы Джордж Элиот считается роман «Миддлмарч», как известно, оказавший существенное влияние на формирование жанра психологического романа Джозефа Конрада, Роберта Стивенсона, Джона Голсуори. «Миддлмарч» – реалистическое полотно, воссоздающее жизнь провинциального городка в середине прошлого века. Возможно, тема и форма книги была подсказана романом «Городка», который также повествует о жизни провинциального города в государстве Лабаскур, за которым угадывается Бельгия и Брюссель.

Обе писательницы оказали жизнь таких городков как единый сложный процесс, не лишенный страстей, часто основывающийся на меркантильных интересах.

­ными нравами. Она разворачивает широкую панораму характеров, типичных для крошечных городков.

Создавая образы своих героев, Бронте вскрывает такие черты их внутреннего мира, которые необходимы и достаточны для понимания их как социальных типов и характеров. Бронте еще описывает героев, но не рассуждает о них, представляя читателю анализировать самому, сообщая симптомы психических состояний посредством диалогов, внутренних монологов, живописных деталей.

Джордж Элиот свойственно внимание к внутреннему миру человека, к психологии его поступков. На протяжении всей творческой деятельности писательницы углубляется ее интерес к созданию мотивированных образов и проблемам духовной жизни личности. Интерес к психологии поступков проявляется у нее уже в ранний период ее творчества. Как известно, основным критерием реализма Элиот считала отражение правды жизни с максимальной достоверностью. Поэтому она сосредоточивала внимание на типичном герое, помещенном в обыденную обстановку. При этом писательница старалась доказать, что человеческому характеру свойственны не столько резкие контрасты, сколько полутона.

«новой женщины», весьма сходный с героинями Шарлоты Бронте. Их можно назвать «наследницами» Джейн Эйр и Люси Сноу. Они повторяют их черты: неприметные внешне, они выделяются на фоне окружающей среды благодаря своим нравственным качествам, сложной духовной жизни.