Черты сходства художественного мира
Шарлоты Бронте и Джордж Элиот
Последний роман Шарлоты Бронте «Городок» взаимодействует с ранним творчеством Джордж Элиот, в чем-то ее предвосхищает. Ее мыслящие, глубоко честные, духовно одаренные героини состоят в прямом родстве с интеллектуальными волевыми героинями Джордж Элиот.
Элиот читала в свое время романы Бронте, которые не могли не оказать некоторого воздействия на ее художественную натуру. Кроме того, обе романистки испытали, в разной мере и каждая по-своему, сильное влияние критика Льюиса: обе принимали его требования быть точным и строгим в передаче фактов и деталей. Если Бронте пытается соотносить «правдивое» и «вымышленное, то для Элиот критические взгляды Льюиса имели большее значение: ее эстетические воззрения складывались целиком под его влиянием, на основе принятой философии позитивизма в ее спенсеровском варианте. Элиот требует от искусства не только правдивости, как Бронте, но и документальной точности, верности жизни в деталях, строгости в передаче наблюдаемых фактов. Несмотря на некоторую разницу в понимании правдивости искусства, писательниц объединяет наличие не просто правдивости, но и психологической достоверности при изображении переходов от одного душевного состояния к другому. Бронте скупыми выразительными штрихами описывает чередование психических состояний героинь. Совмещение противоположных эмоций составляет важную часть авторской характеристики героинь. Важнейшим средством описания психологии героинь и их психических состояний становятся диалоги и внутренние монологи. Они углубляют, дополняют и характеризуют психологический самоанализ героини, раскрывающий процессы развития, трансформации ее переживаний.
Эти приемы воссоздания внутренней жизни героини, намеченные Шарлоттой Бронте, можно увидеть в психологических романах Элиот в более развитом, полном виде. Образцом психологической прозы Джордж Элиот считается роман «Миддлмарч», как известно, оказавший существенное влияние на формирование жанра психологического романа Джозефа Конрада, Роберта Стивенсона, Джона Голсуори. «Миддлмарч» – реалистическое полотно, воссоздающее жизнь провинциального городка в середине прошлого века. Возможно, тема и форма книги была подсказана романом «Городка», который также повествует о жизни провинциального города в государстве Лабаскур, за которым угадывается Бельгия и Брюссель.
Обе писательницы оказали жизнь таких городков как единый сложный процесс, не лишенный страстей, часто основывающийся на меркантильных интересах.
ными нравами. Она разворачивает широкую панораму характеров, типичных для крошечных городков.
Создавая образы своих героев, Бронте вскрывает такие черты их внутреннего мира, которые необходимы и достаточны для понимания их как социальных типов и характеров. Бронте еще описывает героев, но не рассуждает о них, представляя читателю анализировать самому, сообщая симптомы психических состояний посредством диалогов, внутренних монологов, живописных деталей.
Джордж Элиот свойственно внимание к внутреннему миру человека, к психологии его поступков. На протяжении всей творческой деятельности писательницы углубляется ее интерес к созданию мотивированных образов и проблемам духовной жизни личности. Интерес к психологии поступков проявляется у нее уже в ранний период ее творчества. Как известно, основным критерием реализма Элиот считала отражение правды жизни с максимальной достоверностью. Поэтому она сосредоточивала внимание на типичном герое, помещенном в обыденную обстановку. При этом писательница старалась доказать, что человеческому характеру свойственны не столько резкие контрасты, сколько полутона.
«новой женщины», весьма сходный с героинями Шарлоты Бронте. Их можно назвать «наследницами» Джейн Эйр и Люси Сноу. Они повторяют их черты: неприметные внешне, они выделяются на фоне окружающей среды благодаря своим нравственным качествам, сложной духовной жизни.