Введение
Настоящие методические указания по немецкому языку предназначены для преподавания курса «История зарубежной литературы (немецкой)» студентам специальностей 022900 «Лингвист-переводчик», 022600 «Лингвист-преподаватель» дневного отделения.
Данные методические указания помогут студентам закрепить и углубить теоретические знания, составляющие содержание лекционного курса по истории литературы и развить умения связывать теоретические знания с историко-литературными факторами, исследовать и анализировать произведения немецкоязычных авторов XIX века.
Данный курс является одним из звеньев в общей системе профессиональной подготовки выпускника вуза. Он призван помочь студентам осмыслить историко-художественные знания о литературе страны изучаемого языка, углубить представление о стилях и направлениях в искусстве в их взаимодействии, сформировать ценностное отношение к ним, придать целенаправленность самостоятельной работы студентов, подготовить их к постоянному поиску и творчеству.
по анализу художественных произведений.
Курс по истории немецкой литературы (романтизм) включает следующие вопросы:
1) Историческая почва возникновения романтизма в западноевропейских литературах начала XIX века;
2) Отражение в романтизме переходного, неустойчивого состояния всех общественно-политических институтов, осознание романтиками дисгармонии мира, отчуждение человеческой личности;
3) Особенности романтического метода, своеобразие романтического образа, поиски необычного, исключительного в характере героя и в колорите обстановки. Гегель о преобладании в романтизме субъективно-лирического начала;
"я", лирические отступления, монологи героев, освоение внешнего мира в его многоцветной конкретности и смещение или трансформация его.);
5) Особая роль музыки и живописи в эстетике романтизма (в отличии от классицизма с его "скульптурным" принципом );
6) Обострение интереса к национальному своеобразию и национальной традиции, обращение романтиков к народной песне и памятникам национальной старины;
7) Романтический идеал как выражение презрения к буржуазному миру и отражение поисков новых форм жизни;
8) Многообразие течений внутри романтизма (размежевание по политическим взглядам, по характеру эстетических исканий, по общей тональности в оценке места человека в мире - оптимистической или пессимистической, по отбору жизненного материала, по предпочтению разных типов героев и т. п.);
10) Мировое значение художественных открытий романтизма.
а) ранний романтизм
- Фридрих Шлегель - теоретик раннего (иенского) романтизма.
- Шлегель о трех тенденциях времени, концепция романтической поэзии как универсальной (116-й фрагмент). Теория романтической иронии как выражение неразрешимого противоречия между идеалом и действительностью
"Генрих фон Офтердинген".
- Фридрих Гельдерлин. Роман "Гиперион". Драма "Смерть Эмпедокла". Лирическое мастерство Гельдерлина.
б) романтизм периода освободительной войны и в годы посленаполеоновской реакции.
- Освободительная война против Наполеона и немецкая литература.
- Генрих Клейст - крупнейший прозаик и драматург периода освободительного движения. Утверждение идеи долга и противоречивое ее истолкование ("Принц Гомбургский").
"Разбитый кувшин"; образ деревенского судьи Адама, изображение провинциального быта.
Проблематика новелл Клейста "Михаэль Кольхаос". Историзм творчества Клейста.
- развитие жанра романтической новеллы - сказки в немецкой литературе. Мистическое изображение враждебной силы золота в "Руненберге" Тика.
- Идеализация феодального средневековья в новеллах Арнима, Брентано, Эйхендорфа.
- заслуги немецких романтиков в собирании и обработке произведений устного народного творчества "Волшебный рог мальчика" Арнима и Брентано.
"Семейные и детские сказки" братьев Гримм. Гофман
- Творчество Э. Т. А. Гофмана, крупнейшего прозаика немецкого романтизма. Своеобразие романтической иронии Гофмана.
- Сказка "Золотой горшок", сочетание в ней двух планов. Особенности жанра романтической литературной сказки.
- Тема искусства и образ художника - центральные в творчестве Гофмана "Дон Жуан". Музыка как совершенная форма искусства, раскрывающая высшую правду жизни.
"Житейские воззрения кота Мурра". Мастерство романтической сатиры.
"Крошка Цахес" - фантастическое отражение идеи присвоения чужого труда, отчуждения человека в обществе. Своеобразие романтического стиля Гофмана. Шамиссо
- "Удивительная история Петера Шлемиля". Тема золота и фантастическая форма отражение новых буржуазных отношений.
- Лирика Адальберта Шамиссо. Связь Шамиссо с традицией романтической лирики; поиски реалистического образа.