Приглашаем посетить сайт

Сапрыкина Г.В: История немецкой литературы (романтизм). Методические указания.
Введение

Введение

Настоящие методические указания по немецкому языку предназначены для преподавания курса «История зарубежной литературы (немецкой)» студентам специальностей 022900 «Лингвист-переводчик», 022600 «Лингвист-преподаватель» дневного отделения.

Данные методические указания помогут студентам закрепить и углубить теоретические знания, составляющие содержание лекционного курса по истории литературы и развить умения связывать теоретические знания с историко-литературными факторами, исследовать и анализировать произведения немецкоязычных авторов XIX века.

Данный курс является одним из звеньев в общей системе профессиональной подготовки выпускника вуза. Он призван помочь студентам осмыслить историко-художественные знания о литературе страны изучаемого языка, углубить представление о стилях и направлениях в искусстве в их взаимодействии, сформировать ценностное отношение к ним, придать целенаправленность самостоятельной работы студентов, подготовить их к постоянному поиску и творчеству.

по анализу художественных произведений.

Курс по истории немецкой литературы (романтизм) включает следующие вопросы:

1) Историческая почва возникновения романтизма в западноевропейских литературах начала XIX века;

2) Отражение в романтизме переходного, неустойчивого состояния всех общественно-политических институтов, осознание романтиками дисгармонии мира, отчуждение человеческой личности;

3) Особенности романтического метода, своеобразие романтического образа, поиски необычного, исключительного в характере героя и в колорите обстановки. Гегель о преобладании в романтизме субъективно-лирического начала;

"я", лирические отступления, монологи героев, освоение внешнего мира в его многоцветной конкретности и смещение или трансформация его.);

5) Особая роль музыки и живописи в эстетике романтизма (в отличии от классицизма с его "скульптурным" принципом );

6) Обострение интереса к национальному своеобразию и национальной традиции, обращение романтиков к народной песне и памятникам национальной старины;

7) Романтический идеал как выражение презрения к буржуазному миру и отражение поисков новых форм жизни;

8) Многообразие течений внутри романтизма (размежевание по политическим взглядам, по характеру эстетических исканий, по общей тональности в оценке места человека в мире - оптимистической или пессимистической, по отбору жизненного материала, по предпочтению разных типов героев и т. п.);

10) Мировое значение художественных открытий романтизма.

а) ранний романтизм

- Фридрих Шлегель - теоретик раннего (иенского) романтизма.

- Шлегель о трех тенденциях времени, концепция романтической поэзии как универсальной (116-й фрагмент). Теория романтической иронии как выражение неразрешимого противоречия между идеалом и действительностью

"Генрих фон Офтердинген".

- Фридрих Гельдерлин. Роман "Гиперион". Драма "Смерть Эмпедокла". Лирическое мастерство Гельдерлина.

б) романтизм периода освободительной войны и в годы посленаполеоновской реакции.

- Освободительная война против Наполеона и немецкая литература.

- Генрих Клейст - крупнейший прозаик и драматург периода освободительного движения. Утверждение идеи долга и противоречивое ее истолкование ("Принц Гомбургский").

"Разбитый кувшин"; образ деревенского судьи Адама, изображение провинциального быта.

Проблематика новелл Клейста "Михаэль Кольхаос". Историзм творчества Клейста.

- развитие жанра романтической новеллы - сказки в немецкой литературе. Мистическое изображение враждебной силы золота в "Руненберге" Тика.

- Идеализация феодального средневековья в новеллах Арнима, Брентано, Эйхендорфа.

- заслуги немецких романтиков в собирании и обработке произведений устного народного творчества "Волшебный рог мальчика" Арнима и Брентано.

"Семейные и детские сказки" братьев Гримм. Гофман

- Творчество Э. Т. А. Гофмана, крупнейшего прозаика немецкого романтизма. Своеобразие романтической иронии Гофмана.

- Сказка "Золотой горшок", сочетание в ней двух планов. Особенности жанра романтической литературной сказки.

- Тема искусства и образ художника - центральные в творчестве Гофмана "Дон Жуан". Музыка как совершенная форма искусства, раскрывающая высшую правду жизни.

"Житейские воззрения кота Мурра". Мастерство романтической сатиры.

"Крошка Цахес" - фантастическое отражение идеи присвоения чужого труда, отчуждения человека в обществе. Своеобразие романтического стиля Гофмана. Шамиссо

- "Удивительная история Петера Шлемиля". Тема золота и фантастическая форма отражение новых буржуазных отношений.

- Лирика Адальберта Шамиссо. Связь Шамиссо с традицией романтической лирики; поиски реалистического образа.