Приглашаем посетить сайт

Зарубежная литература. XIX век. Пособие под редакцией И.Л. Лапина
XIX век. Раздел третий.

ХIХ ВЕК. РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

Литература последней трети XIX века в Западной Европе и Америке развивается под воздействием целого ряда факторов исторического, естественнонаучного, философского и собственно эстетического характера. Это – неравномерность политического и экономического развития разных регионов, объединение Германии, ее победа во франко-прусской войне, усиление влияния на континенте и соперничества с Великобританией. Это – назревающий кризис великих идей Просветительства и традиционных ценностей гуманизма, успехи естествознания и связанные с ними богоборческие настроения, распад целостной философской картины мироздания, так или иначе отразившиеся в трудах философов и социологов С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Г. Спенсера, С. Милля, Т. Карлейля, Ф. Ницше. В художественном творчестве эти явления общественного и научного сознания сказывались хоть и опосредованно, но очень оперативно. Именно в эти годы сформировался особый тип мировидения среди творческой интеллигенции, получивший название «декадентство». Оно отличается неверием в прогресс, человеческий разум, историческим пессимизмом, пренебрежением к религии и традиционной морали, гипертрофированным индивидуализмом. В области собственно эстетической – отказ от традиции, от общественного служения искусства, оценка творчества исключительно как акта самовыражения художника, культ формы. Декадентство как мировоззрение предопределило новое художественное мышление, взгляд на цели и задачи искусства, новую философию творчества и эстетику.

Реализм в последней трети века утратил доминирующее положение в эстетике и в художественном творчестве, стала фактом поливариантность литературных направлений и стилей (импрессионизм, символизм, неоромантизм, натурализм, эстетизм). Большинство из них выступает оппонентами реализму и свойственному ему видению и осмыслению действительности. Правда, натурализм мыслился его теоретиками и практиками как дальнейшее развитие реализма на пути к подлинной правде художественного изображения действительности. Он демократизировал литературу, обратившись к изображению жизни социальных низов общества. Писателей-натуралистов заинтересовал человек не только как существо социальное, но и биологическое; отсюда расширение мотиваций его поступков и углубление психологических характеристик. А в целом – содержательное обогащение литературы. Традиционный критический реализм в художественном освоении действительности также не стоит на месте. Наряду с провозглашением модернистами принципов «чистого искусства», их стремлением к абсолютной независимости творчества у традиционалистов набирает силу другая тенденция: политизация художественного мышления, связь литературного творчества с новыми социальными идеями и силами времени – то, что называется на Западе ангажированностью художника.