Приглашаем посетить сайт

Зарубежная литература. XIX век. Пособие под редакцией И.Л. Лапина
Романтизм

Романтизм

Романтизм – первое по времени возникновения новое художественное направление XIX века – основано на общекультурном сдвиге, захватившем все сферы общественного сознания. Романтизм был ответом человеческого духа на исторические изменения эпохи. Эмоциональное переживание, а затем осмысление трагического опыта французской революции и ее последствий, ощущение вовлеченности каждого человека в водоворот истории пронизывают романтическое искусство. Оно чрезвычайно многообразно, но вместе с тем обладает общей основой.

Романтизм невозможно понять без правильной оценки его отношения к предыдущей литературной эпохе. Хотя романтическое искусство в существенных чертах противопоставлено идеалам Просвещения, в особенности просветительскому рационализму, хотя первым манифестам романтиков присущ пафос размежевания с предшествующей литературной традицией, все же романтизм не только отбросил, но и многое заимствовал из эстетики Просвещения. Невозможно представить романтизм без руссоистской идеи «естественного» человека, без психологических открытий «Исповеди» Руссо и «Племянника Рамо» Дидро, без культурологических идей Гердера. Явления, подготовившие появление романтизма, – как, например, считающаяся принадлежащей романтизму жажда волшебного, загадочного, – возникали на протяжении всего предыдущего столетия. Романтическое искусство, используя уже известные элементы, по-новому их осмыслило и включило в свою оригинальную художественную систему.

По своей сути романтизм – искусство, на свой лад стремящееся к объективности, пытавшееся понять и уловить характер исторического развития. Огромное влияние на первое поколение романтиков (немецких, английских и опосредованно – французских) оказал Шеллинг: «Абсолютная объективность дается в удел единственно искусству. Искусство же позволяет целостному человеку добраться до этих высот, до познания высшего...». Отсюда и важная для романтической эстетики идея . Таким, по мнению романтиков, было символическое искусство мифологического типа. Отсюда и стремление к созданию обобщенно-символических образов. Романтиков привлекали мифы (античные, библейские, фольклорные), которые подвергались переосмыслению и переработке. Но главное – они хотели дать свои образы-мифы, образы-символы (Каин, Корсар у Байрона, Квазимодо у Гюго и др.).

В современной им жизни романтики чувствовали себя одинокими, живущими вне социальной среды. Отсюда понятно их стремление найти за пределами современной им действительности. Формы его воплощения в романтической литературе чрезвычайно разнообразны: одни авторы уходили в мечту, другие обращались к патриархальной старине, стремились к природе, третьи жаждали революционной «бури». Но какую бы тему ни разрабатывали романтики, определяющим для них оставалось художественное раскрытие возможностей человека, наделенного неограниченным творческим потенциалом. На небывалую прежде высоту в эпоху романтизма был поднят авторитет поэта. Романтики увидели в поэте прежде всего гения, неповторимый дух которого выражался в оригинальности его творчества. Творчество поэта стало рассматриваться как один огромный автобиографический роман, в котором стихотворения и поэмы образовывали главы, а биография служила сюжетом.

. Большое распространение получила лиро-эпическая поэма, первым образцом которой было байроновское «Паломничество Чайльд-Гарольда». Значительное место в творчестве поэтов-романтиков нашла философская лирика. Более того, лирическое начало, связанное с эмоциональным отношением художника к изображаемому, проникает в эпические и драматические жанры, значительно их видоизменяя.

Разумеется, художественные особенности столь многообразного художественного явления, как романтизм, невозможно свести к какой-то упорядоченной системе – тем более, сами романтики выступали против господства «упорядоченности» в искусстве. Поэтому, выделив наиболее общие признаки романтизма как литературного направления, мы будем говорить о его художественных достижениях применительно к той или иной национальной литературе.