Приглашаем посетить сайт

Зарубежная литература. XIX век. Пособие под редакцией И.Л. Лапина
Литература США

Литература США

После завершения войны за независимость в стране происходит оформление буржуазной демократии, начинается бурное развитие экономики. Поэтому задачей литературы в конце столетия было содействие достижению государственной независимости – это была литература публицистических памфлетов, политической поэзии, социально-философской прозы (Франклин и Джефферсон – типичные ее представители).

Стремительный рост экономики стал одной из причин возникновения американского романтизма. Традиционный американский прагматизм и моральные принципы буржуазии, приспособясь к экономическому прогрессу. приобрели уродливые очертания. войдя в резкое несоответствие с идеалами «отцов» американской демократии. Отсюда и присущая американскому романтизму двойственность: гордость за молодое государство и разочарование, вызванное перерождением идеала. Поэтому американский романтизм в большей степени связан с философией и эстетикой Просвещения, выступив не только в роли разрушителя, но и в роли носителя просветительской идеологии.

Романтическая эстетика в литературе США возникла тогда, когда европейский романтизм накопил богатый опыт. Американские авторы широко пользовались достижениями западноевропейского – прежде всего английского – романтизма. Впрочем, с появлением «Книги эскизов» Ирвинга и первых исторических романов Фенимора Купера европейская критика признала, что в США есть свои самобытные авторы.

–30-х годов был временем патриотизма. Духовная жизнь Америки еще зависела от Старого Света, но американцы начали тяготиться этим. Стране были нужны свои исторические традиции и историография. Этим объясняются благоприятные условия для развития исторических жанров.

Основоположником американского исторического рассказа стал Вашингтон Ирвинг (1783–1859). Подобно многим молодым американцам, он увлекался английской литературой XVIII века с ее дидактическим рационализмом, интересом к нравоописанию и своеобразным юмором.

В 1809 г. Ирвинг опубликовал «Историю Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии». Написанная в духе английской нравоучительной прозы, «История...», охватывающая события от появления голландских поселенцев до Джефферсона, была пародией на современность. В последующие годы формируется романтическое мировоззрение писателя. Наиболее плодотворным стал период с 1818 по 1832 г., когда вышли в свет четыре сборника рассказов: «Книга эскизов» (1820), «Брейсбридж Холл» (1822), «Рассказы путешественника» (1824). «Альгамбра» (1832). Особый интерес представляют «американские» новеллы Ирвинга («Рип Ван Винкль», «Легенда Сонной лощины», «Дольф Хейлигер»). Художественные особенности новелл определили путь развития жанра в американской литературе. Действие их перенесено в прошлое; это истории, ставшие тривиальными в романтическую эпоху: необыкновенные приключения, поиски кладов, истории с привидениями и т. д. Иногда автор использовал европейские фольклорные сюжеты. Ценность новелл Ирвинга не в сюжете, а в историческом фоне, картинах быта и нравов жителей Америки, а также в особой авторской интонации, сочетающей иронию с тоской о прошлом. Рисуя картины «идеального» прошлого, писатель в то же время иронизирует и над ними, и над собой, так как осознает, что современные пороки уходят корнями в идеализируемую эпоху.

–1851) считается создателем американского исторического романа, а также основоположником «морского» романа в мировой литературе. Традицию американского исторического романа заложил роман «Шпион» (1821), принесший автору прозвище «американский Скотт». Однако «Шпион» отличается от модели «вальтер-скоттовского» романа: Купер отыскал новый способ сочетания истории и вымысла, не жертвуя ни воображением, ни достоверностью. Впоследствии развитие художественных принципов, опробованных в этом романе, приведет, с одной стороны, к появлению пенталогии о Кожаном Чулке, с другой – к созданию «морского» романа.

Первым «морским» романом стал «Лоцман» (1823). Купер ввел в повествование не только материал корабельной жизни, но и, преодолев традиционные просветительские ограничения, утвердил необходимость использования «морской» лексики – как профессиональной, так и жаргонной. Изображая «морскую» жизнь как исключительную, автор выводит своих героев за рамки обыденных взаимоотношений, давая им возможность достичь подлинной свободы.

Другое направление творчества Купера – осмысление «пионерства» белых поселенцев и судьбы коренного населения, в конечном счете – судьбы Америки. Эти вопросы образуют проблематику наиболее ценной части творческого наследия писателя – пенталогию о Кожаном Чулке: романы «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826)«Прерия» (1827) и созданные позднее «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841). Центральный конфликт цикла – столкновение цивилизации и природы. Природа в глазах Купера имеет не только материальную, но и духовную ценность (что созвучно с идеями Монтескье и Вольтера). Уничтожая природу люди лишают себя источника мудрости. Естественное взаимоотношение человека и природы в цикле олицетворяет Кожаный Чулок. Он не может жить в условиях «цивилизации» и «закона»: это противоречит, по мысли автора, мудрости природы, высшему Закону. Близкая романтикам идея национальной самобытности наиболее ярко воплощена в романе «Последний из могикан» – первом американском романе о жизни индейцев. Мир коренных жителей Америки – антитеза концепций рационализма и «добродетельной цивилизации», якобы превосходящей «первобытную», а образ Ункаса (в романе это идеальное воплощение нравственной чистоты «природного» человека) становится самым убедительным доводом.

В молодости Фенимора Купера с увлечением читал Генри Уодсуорт Лонгфелло (1807–1882), ставший впоследствии одним из классиков американского романтизма. Мировая слава Лонгфелло основана прежде всего на поэме «Песнь о Гайавате» (1854–1855) Лонгфелло изучал не только по книгам: легенда, услышанная поэтом от вождя племени оджибвеев, была затем использована в поэме о Гайавате.

Индейская тема заняла особое место еще в раннем поэтическом творчестве Лонгфелло. Впоследствии поэт больше тяготел к фабульной поэзии, в особенности к балладе. Замысел поэмы об индейцах был обусловлен желанием автора участвовать в создании американской литературной традиции. Тяготевший к европейской культуре, Лонгфелло, наряду с собиранием индейского фольклора, изучал в оригиналах памятники средневекового скандинавского и финно-угорского эпоса (так, влияние финно-угорского эпоса «Калевала» заметно в главе «Пирога Гайаваты»).

«Песнь о Гайавате» содержит все фабульные и формальные элементы народного эпоса. Но прежде всего это романтическая поэма, поскольку в отличие от классического эпоса здесь преобладает эмоциональная, лирическая стихия. Много внимания автор уделил душевному миру героев, в особенности таким излюбленным романтиками эмоциям, как любовь и разлука, боль и горечь утраты (например, главы «Голод», «Плач Гайаваты»). В основу сюжета «Песни о Гайавате» были отобраны наиболее типичные индейские легенды и сказания. Однако по сравнению с историческими фактами Лонгфелло передвинул события на век вперед. Главный герой поэмы живет в XVII веке, тогда как исторический Гайавата жил в XVI в. Создавая образ Гайаваты, поэт подвергает его романтической идеализации. Это и великий вождь, положивший конец кровавым распрям и научивший народ разным ремеслам; это и отважный воин, побеждающий врагов, чудовищ и колдунов. И в то же время сила и отвага главного героя сочетаются с небывалой кротостью, когда «с торжествующей улыбкой, полной радости и счастья» Гайавата выходит встречать «бледнолицых». Однако картина наступления цивилизации белых в поэме далека от идиллии. Недаром главу «След белого» завершают мрачные картины грядущего, в котором «природному» человеку, мудрому язычнику Гайавате места нет.

Как и многие собратья по перу, Эдгар Аллан По (1809–1849) из них две поэмы.

С точки зрения По, главный смысл деятельности человеческого сознания состоит в постижении Высшей Истины, недоступной рациональному познанию. Приобщение к ней возможно только через Высшую Красоту. Сама категория Высшей Красоты лежит за пределами рациональной логики – приобщиться к ней возможно лишь в особых эмоциональных состояниях, близких к экстазу. Даже гениальный поэт не в силах описать Высшую Красоту. Его задача иная: вызвать у читателя эмоциональный подъем, при котором возможно мимолетное «прозрение». Таким образом, главным принципом поэтики Э. По является установка на эмоционально-психологическое воздействие или «единство эмоционального эффекта», которому должны быть подчинены все стороны поэтического творчества.

В лирике По есть только один предмет – Прекрасное, возникающее как эмоциональное производное от любви и смерти. Ограниченность предмета поэзии – следствие не только судьбы поэта, но и установки на «единство эмоционального эффекта». С этим связан и принцип неопределенности: в стихотворениях По нет временных, пространственных и прочих характеристик, придающих содержанию определенность. Задача поэта – стимулировать читательское воображение, которое должно работать в определенном направлении, но не указывая, а лишь намекая. С этой установкой связана поэзии, достигаемая за счет эмоционального подтекста. Еще одной особенностью лирики По стала музыкальность – пристрастие к музыке является общим свойством романтического сознания. Сам автор, выводя поэзию из музыки, связывал их функционально: в музыкальности стиха он видел путь к достижению «единства эмоционального эффекта». Для поэта понятие музыкальности включает всю звуковую организацию произведения в связи с образно-смысловым содержанием.

– новеллистика. Важнейшим вкладом писателя в развитие американской и мировой новеллы стала практическая разработка некоторых ее жанров, прежде всего психологической и детективной.

Центральная тема психологических «страшных» или «ужасных») новелл – трагические последствия столкновения с действительностью человеческого сознания, воспитанного на других идеалах, гибельность реальности для «аристократов духа». Среди психологических состояний писателя привлекало, как следствие, чувство страха. В новелле «Падение дома Эшеров» (1839), вершине психологической прозы По, изображен уже не страх перед жизнью или смертью, а страх перед страхом как особая устойчивая форма ужаса, ведущая к разрушению личности. Как и в лирике, в психологических новеллах внимание уделяется эмоциональному воздействию на читательское сознание. Но в отличие от поэзии, в которой «единство эмоционального эффекта» достигается за счет неопределенности, в прозе он возникает как сумма элементов сюжета. Связь прозы По с лирикой особенно наглядно выступает в тех случаях, когда автор вводит в повествование стихи. Так, в «Падение дома Эшеров» включено стихотворение «Заколдованный замок». В одном из писем По прямо указал на то, что под заколдованным замком он «имел в виду разум, преследуемый фантомами». Подобное чувство ужаса перед призраками прошлого и настоящего наполняет всю новеллу. С образом Родерика Эшера ассоциируется представление об интеллектуальной изощренности отрешенного от жизни искусства, которому герой посвятил себя. Родерик не видит в своем искусстве ни смысла, ни цели. Вокруг него нет никого, кому бы оно было нужно, – от этого страх за себя, за искусство и человека вообще.

Особняком среди психологических новелл стоят произведения, сюжеты которых образует тема «запретного плода». Они, как, например, «Черный кот» (1843) стало вынужденным, обнаружилось расхождение между нравственным сознанием личности и ее практическими действиями. Подобно другим романтикам, По усмотрел в этом «болезнь души», сходную с психической аномалией, толкающей на нарушение запретов.

Особый интерес представляли для писателя и проявления интеллекта. В наиболее концентрированном виде они воплощены в так называемых «логических» рассказах: «Убийство на улице Морг» (1841)«Тайна Мари Роже» (1842), «Похищенное письмо» и «Золотой жук» (1843). На них основана слава Э. По как родоначальника детективной литературы, хотя понятие «логического» рассказа шире детектива. В детектив из «логического» рассказа перешли основные сюжетные мотивы и устойчивая пара характеров: герой (эксцентричный, образованный, наделенный логическим мышлением) и его приятель (простоватый, строящий неверные гипотезы, на фоне которых догадки героя кажутся гениальными). «Логические» рассказы – это исследование двух типов сознания: тривиального и нетривиального. Тривиальным сознанием наделены все приверженцы прагматической логики. Нетривиальное – оно присуще Дюпену («Убийство на улице Морг») и Леграну («Золотой жук») – сознание, которому доступны интуитивные прозрения и которое способно сочетать интуицию с логикой. При этом момент озарения очень трудно заметить: он скрыт за обилием информации и «странным» поведением героя – «разгадчика».