Приглашаем посетить сайт

Зарубежная литература. XIX век. Пособие под редакцией И.Л. Лапина
Литература Польши

Литература Польши

После поражения восстания 1863–64 годов и проведенной царским правительством аграрной реформы в Королевстве Польском происходят примечательные изменения как в экономической, так и в духовной сферах жизни. Мыслители и литераторы нового поколения предлагают порвать со шляхетным прошлым, романтикой эпохи восстаний. Новое направление общественной мысли получило название «варшавский позитивизм». В отличие от западноевропейского позитивизма это было не столько философское течение, сколько конкретная общественно-политическая программа. Ее авторы выдвигали задачу приспособления к сложившейся в 60-е годы обстановке, учета потребностей социально-экономического развития страны. Они призывали примириться на время с существующей ситуацией и, используя легальные возможности, развернуть мирную созидательную работу: развивать экономику страны, сообща трудиться и приумножать материальные богатства Польши, повсеместно распространять культуру и просвещение в польской деревне, укреплять единение старой шляхты, нарождающейся буржуазии и крестьянства (хлопов) на базе национального самосознания.

На польскую литературу последней трети ХIХ века «варшавский позитивизм» оказал серьезное влияние. Он требовал от нее общественной актуальности содержания, проповеди современных идей (теория «романа с тезисом»), борьбы против тех отживших понятий, которые были выработаны веками шляхетского господства, утверждения этических норм, которые диктовались временем. Вступавшее в эти годы в литературу новое поколение (Э. Ожешко, Г. Сенкевич, Б. Прус, М. Конопницкая) испытало воздействие и влияние идей «варшавского позитивизма», их творчество знаменовало собой зарождение и расцвет реализма в польской литературе.

–1910) принадлежит честь первой после поэта Адама Мицкевича вернуть польской литературе мировую известность. Свыше тридцати ее романов дают полное представление о жизни польского общества после 1863 года. Она была тесно связана со шляхетским сословием и рождением и воспитанием; однако, в силу приверженности идеям «варшавского позитивизма», понимала, что шляхта должна решительно изменить образ жизни, отказаться от многих своих привилегий и привычек. Моральное перевоспитание шляхты – центральная проблема романов писательницы 60–70-х годов («Последняя любовь», «В клетке», «В провинции», «Добродетельные», «Господа Помпалинские», «Марта», «Семья Брохвичей»). Большую роль здесь, по мнению писательницы, должен сыграть труд, культ труда характерен для творчества Ожешко вообще. А в этот период главной чертой современного романа она считает его тенденциозность (см. ее работу 1866 года «Несколько замечаний о романе»). Однако реализация этой тенденциозности в художественной практике выглядит у нее достаточно упрощенно, дидактично в этот период.

В конце 70-х писательница пересматривает и во многом отказывается от концепции позитивистского «тенденциозного» романа, что способствовало углублению реалистического изображения действительности, совершенствованию художественного мастерства, выработке ясного и строгого стиля, свободного от излишней описательности и риторики. Итогом пересмотра эстетических позиций было создание в 80-е годы цикла романов «Призраки», повестей о жизни белорусской деревни «Низины», «Дзюрдзи», «Хам».

Один из лучших романов Ожешко «Над Неманом» – после восстания 1863–64 годов и аграрной реформы. Большое место в романе занимают воспоминания о восстании 1863 года, с ним связаны судьбы многих героев; оно изображается как время большого общественного подъема. Эти славные времена писательница противопоставляет настоящему, когда шляхта полностью изменила патриотическим и демократическим идеалам. В образах богатых представителей сословия землевладельцев Ружица, Корчинского, Дажецкого воплощено духовное вырождение польской земельной аристократии. Пресыщенные жизнью, ценящие только деньги, презирающие свой народ, погрязшие в эгоизме и чувственных наслаждениях – таковы дети погибших в 63-м году повстанцев. Одна из главных сюжетных линий романа – развитие конфликта между Бенедиктом Корчинским и его сыном Витольдом, выступающим сторонником единства шляхты и крестьян, которых та презрительно называет «хлопами», «хамами». Юстына Ожельская, живущая из милости в доме Корчинского, презирает пустую, праздную жизнь шляхты, рвется к иной, осмысленной, хочет найти свое место в обществе. Она обретает смысл жизни, согласившись стать женой крестьянина Яна Богатыровича; она хочет трудиться на земле, нести знания в крестьянские дома.

же время и вершина художественного мастерства писательницы. Польская критика не случайно видела в нем национальную эпопею в духе «Пана Тадеуша».

В те же годы, что и у Ожешко, началась литературная деятельность (1846–1916). Вступал он в литературу как сторонник «варшавского позитивизма» в жанрах новеллы и небольшой повести, тяготел к характерам колоритным, необычным, выделяющимся на фоне повседневной жизни. Причем находил он их среди мелких шляхтичей, крестьян – людей сельского патриархального уклада жизни («Юморески из портфеля Воршиллы», «Старый слуга», «Ганя», «Селим Мирза»). В них чувствуется романтическое любование ушедшим в прошлое строем деревенской жизни, склонность к психологическим мотивировкам поведения персонажей. Но идиллическое восприятие действительности заканчивается через несколько лет после первых литературных опытов. И уже в повестях «Наброски углем», «За хлебом», «Бартек-победитель», рассказах «Янко-музыкант», «Ангел», «Из дневника репетитора», «На маяке» торжествует скептическое отношение к тем доктринам, которые захватили его в начале творчества. Новеллы были для Сенкевича школой реалистического мастерства. В статье 1881 года «О натурализме в романе» он писал: «Художественная литература, если она хочет иметь какое-либо значение, ... хочет воздействовать на людей и восприниматься ими..., должна быть ответом на животрепещущие вопросы, правдивым объяснением жизни, минувшей и нынешней, показом ее светлых и темных сторон, – а прежде всего она должна быть истиной. Таков исходный пункт реализма в широком его понимании».

Как автор именно исторических романов прославился Сенкевич «правдивым объяснением жизни минувшей». С 1883 по 1888 год публиковалась в журналах его знаменитая историческая трилогия – романы «Огнем и мечом», «Потоп» и «Пан Володыевский». На ней базируется его слава как художника и как национального писателя.

– это было началом упадка некогда могущественного государства, завершившемся к концу века восемнадцатого гибелью польской независимости. Обращаясь к событиям двухсотлетней давности, Сенкевич не собирался внушать читателям неприязнь к феодальной старине. Напротив, он укреплял патриотизм, утешал их: сейчас народ в беде, но ведь смертельная угроза нависала над ним и раньше, важно сберечь язык и культуру, сохранить национальное самосознание и дождаться лучших времен. Для автора трилогии главным было при помощи художественного вымысла создать живой и красочный мир, не похожий на современность, противопоставленный ей и потому привлекательный для читателя.

«Потоп» по приближенности к исторической правде – самый лучший в трилогии. Пришедшие сюда из первой части герои теперь воюют действительно за правое дело, участвуя в борьбе против шведской интервенции, отстаивая национальную независимость. Хотя «Потоп» – это в сущности роман об измене магнатов Радзеевского, Януша и Богуслава Радзивиллов. То же можно сказать и о «Пане Володыевском», напоминающем читателю о заслугах Речи Посполитой в борьбе против Османской империи, где главный герой – образец многолетнего и бескорыстного воинского служения, а сам роман – гимн шляхетскому патриотизму.

Во второй половине 90-х годов Сенкевич задумал написать «истинно христианскую эпопею», и замысел этот воплощен в романе «Камо грядеши» (или «Quo vadis») – о первых десятилетиях христианства в Древнем Риме.

«Камо грядеши» принес Сенкевичу мировую славу, к которой второй его исторический роман «Крестоносцы» (1897–1900) много добавить не мог. По художественному мастерству роман – самое совершенное из крупных произведений писателя. Примечателен он и своеобразной философией истории, суть которой по Сенкевичу – постоянные конфликты между правом и грубым насилием. Именно так отражено в романе историческое событие – столкновение между польским королем Владиславом Ягелло и Тевтонским орденом.

После «Крестоносцев» Сенкевич пишет роман «На поле славы», действие которого происходит в правление короля Яна Собеского; в последние годы жизни работает над романом «Легионы» – о польских легионах, сражавшихся в конце ХVIII – начале ХІХ века в наполеоновской армии. Венцом славы Сенкевича стало присуждение ему в 1905 году Нобелевской премии по литературе – первому из польских писателей.  

–1925) вступает в литературу в самом конце 80-х годов, когда «варшавский позитивизм» успел достаточно себя скомпрометировать, и не разделял иллюзий своих старших современников Б. Пруса, Э. Ожешко, М. Конопницкой, Г. Сенкевича. Хотя как писатель во многом формировался под воздействием их творчества. Считая в какой-то мере полезной культурно-просветительскую программу позитивизма, он с первых шагов в литературе яростно изобличал его социальный аспект, абсурдность утверждений о том, что в польском обществе существует гармония интересов всех сословий, что польская нация консолидирована «едиными целями» (рассказы «Собачий долг», «Забвение», «Сумерки», «Доктор Петр», «Непреклонная», «В сетях злосчастья»). Большинство его рассказов навеяны впечатлениями деревенской жизни в родительском фольварке.

Начиная с середины 90-х, тема национально-освободительной борьбы поляков в прошлом и настоящем становится одной из ведущих в творчестве писателя: Жеромский вновь вводит в литературу проблематику, лишь приглушенно звучавшую у писателей-реалистов 60–80-х годов. Причем порою в оригинальной ее окраске: он показывает героическую роль народа и предательскую роль высшей шляхты в национальной борьбе (повести «О солдате-скитальце», «Курган», роман «Сизифов труд»).

По авторскому замыслу исторический роман «Пепел» должен был открывать трилогию о польском национально-освободительном движении ХІХ века. В своей реализации замысел остановился на первой части. «Пепел» запечатлел полный драматизма период польской истории, который еще не нашел отражения в польской художественной литературе. Действие романа относится ко времени, следующему за последним разделом Польши (1795 г.), и заканчивается выступлением наполеоновских войск в поход на Россию в 1812 году, в котором участвовали польские легионы под командованием Домбровского.

«Пепле» Жеромский первый в польской литературе разрушает этот стереотип и изображает Наполеона как диктатора, предавшего идеи революции, и как государственного деятеля, обманувшего надежды польских патриотов. Не за свободу своей родины сражались польские легионеры в Италии, Испании, на Сан-Доминго – они отнимали свободу у других народов. Тем не менее, в известной степени Жеромский разделяет заблуждения героев романа и не снимает с легионерского движения традиционных романтических покровов.