Приглашаем посетить сайт

Зарубежная литература. XIX век. Пособие под редакцией И.Л. Лапина
Литература Германии

Литература Германии

Объединенная Бисмарком Германия, победив во франко-прусской войне, быстро укрепляет свою экономическую и военную мощь, становится наряду с Великобританией и Францией крупной мировой державой. Литературная жизнь в стране, покинувшей европейские задворки, складывается противоречиво. Процесс становления реализма в немецкой литературе начался позже, нежели во Франции и Англии, и не привел к формированию единого направления даже к концу века. В романах Г. Фрейтага («Приход и расход», «Предки») и Ф. Рейтера («Старые истории»), в исторических хрониках Т. Шторма очень сильны имперские мотивы – своеобразная апология юнкерско-буржуазного государства. В прозе Т. Фонтане («Пути-перепутья», «Штехлин», «Стина», «Грешница») и В. Раабе («Голодный пастор», «Чумная повозка») представлена жизнь немецкого захолустья с изрядной долей натурализма, хотя критическое отношение к немецкому филистерству звучит гораздо сильнее при одновременном сочувствии маленькому человеку. Немецкая литература еще не выходит за национальные границы. Лишь художественно-философские эссе Ф. Ницше, где даны романтическое истолкование античности как борьбы «аполлонийского» и «дионисийского» начал, своеобразная критика декаданса, расцветшего на обломках традиционных верований, не содержащего поэтому в себе позитивного онтологического начала, поиски такового в теории «сверхчеловека», движимого не промыслом Божьим, а субъективной волей к власти и, соответственно, презрением к ходячей «рабской морали» получили широкую известность, оказали серьезное идейное влияние на западноевропейскую литературу.

Задачи обогащения социальной проблематики творчества, расширения его тематического диапазона в немецкой литературе, в отличие от французской и английской, взяло на себя натуралистическое направление, сложившееся к концу 80-х годов. Писатели А. Гольц и И. Шлаф выпустили в 1889 году сборник новелл «Папаша Гамлет», снабдив его авторским предисловием, где подробно обосновывали тезис о необходимости для литературы уделять внимание всем мелочам повседневности, постулировали новый, так называемый «секундный стиль» повествования. Наиболее полно провозглашенные в этом манифесте немецкого натурализма принципы творчества они художественно реализовали, кроме названного сборника новелл, в совместно написанной драме «Семейство Зелике» (1890).

Но настоящий общеевропейский триумф немецкому натурализму принесло творчество (1862–1946), драмы которого первой половины 90-х годов иногда называют программными для этого направления. В пьесах «Перед восходом солнца», «Праздник примирения», «Одинокие», «Коллега Крамптон», «Ткачи», «Бобровая шуба» стремление автора к точному воспроизведению жизненных реалий, особый интерес к быту, к мельчайшим его деталям выражало общую тенденцию натурализма: приблизить искусство к жизни, бороться за полную его объективность. Как и другие представители этого направления, Гауптман был склонен в 90-е годы к преувеличению роли наследственности, якобы единственно определяющей поведение человека, к подмене социальных мотивировок биологическими. Уже в первой драме «Перед восходом солнца» – Альфред Лот. В то же время в ней очень сильно выражена и социальная критика: падение нравов и разложение семьи под влиянием денежных отношений, беспощадная эксплуатация батраков и рабочих-шахтеров.

Проблематика пьес Гауптмана первой половины 90-х годов преимущественно социальная, и замечательнейшей драмой этого периода творчества стала пьеса «Ткачи», тема которой – восстание силезских ткачей 1844 года. Непримиримый антагонизм хозяев и рабочих, подлость, безжалостность эксплуататоров и страдания ткачей во многом благодаря натуралистическому методу изображения воплощены в этой пьесе с такой достоверностью, что она стала документом социальной критики. Вооруженное восстание под руководством Беккера и Морица Егера представлено в ней как неизбежное следствие социальной несправедливости, а попытка Готлиба Гильзе уклониться от участия в нем – как предательство общих интересов.

– символизм. И Гауптман пишет ряд пьес, утвердивших его среди символистов и открывающих новый этап в его творчестве, – «Вознесение Ганнеле», «Потонувший колокол», «Бедный Генрих». «Символистский» период драматурга характеризуется некоторой философской отвлеченностью проблематики, романтическим противопоставлением суровой действительности и украшающей ее мечты, стремлением к поэтической аллегории и стилизации. В ряду «символистских» пьес Гауптмана несколько особняком стоит «Потонувший колокол», где будничный бюргерский мир выступает в гротескном уродстве, а мастер-литейщик Генрих – его непримиримым оппонентом. И, тем не менее, изображая крах его сверхчеловеческих устремлений, автор отвергает опоэтизированный индивидуализм и безграничную личную свободу, которые являлись ведущей ипостасью ницшеанского «сверхчеловека» и так импонировали символизму.

«властителям дум» своего поколения, да и символизм в немецкой литературе уступает место экспрессионизму. Из пьес, написанных им между двумя мировыми войнами, следует отметить две – «Доротея Ангерман» (1925 г.) и «Перед заходом солнца» (1932 г.). В последней возрождается характерная для раннего творчества драматурга тема распада и дегенерации буржуазной семьи. Но не дурная наследственность, как во многих ранних пьесах, а безудержная жажда обогащения, стремление захватить отцовское наследство определяют все гнусные поступки младшего поколения в респектабельном семействе тайного коммерции советника Маттиаса Клаузена.