Контрольные вопросы
1. Исторические события начала XIX века и литература. Социально-исторические предпосылки возникновения романтизма.
2. Основные принципы романтической эстетики. Формы воплощения романтического идеала.
3. Романтизм в немецкой литературе. Этапы развития. Философская база немецкого романтизма.
4. Особенности творчества представителей йенской школы (Л. Тик, Новалис).
5. Второй этап истории немецкого романтизма. Творчество А. Шамиссо.
6. Место и роль фольклорной традиции в истории немецкого романтизма. Сборник «Волшебный рог мальчика» Брентано и Арнима. «Детские и семейные сказки» братьев Гримм.
7. Э. Т. А. Гофман. Характеристика творчества, своеобразие романтической эстетики.
8. Повесть-сказка Э. Т. А. Гофмана «Золотой горшок: реальность и фантастика, своеобразие юмора.
9. Повесть-сказка Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»: конфликт «энтузиастов» и «филистеров», иронический смысл финала.
10. Проблемы искусства и судьба художника в романе Э. Т. А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Особенности композиции романа.
11. Новелла Э. Т. А. Гофмана «Дон Жуан»: проблема несовместимости искусства с миром обыденности.
12. Английский романтизм: предпосылки возникновения.
13. Романтическое начало в творчестве У. Блейка.
14. Предисловие У. Вордсворта к «Лирическим балладам» как первый манифест романтизма.
15. Своеобразие романтизма в творчестве поэтов «озерной школы» (Вордсворт, Кольридж, Саути).
16. Исторические романы В. Скотта: основные особенности художественного метода.
17. Взаимосвязь жизненного и творческого пути Д. Г. Байрона.
18. Основные темы и мотивы лирики Д. Г. Байрона.
19. Поэма Д. Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» как лиро-эпическое произведение.
20. Черты «байронического» характера центрального героя поэмы
Д. Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». Герой и автор.
21. Идейная направленность и проблематика поэмы Д. Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».
«восточных» поэм Д. Г. Байрона. Структура конфликта, система характеров.
23. Философское содержание лирической драмы Д. Г. Байрона «Манфред».
24. Интерпретация библейского сюжета в мистерии Д. Г. Байрона «Каин».
25. Поэма Д. Г. Байрона «Дон Жуан»: жанровое своеобразие, сочетание романтизма и реализма.
26. Основные мотивы лирики П. Б. Шелли.
27. Своеобразие романтического пафоса поэм П. Б. Шелли.
28. Основные мотивы лирики Дж. Китса.
29. Французский романтизм: социально-исторические и художественные предпосылки возникновения.
30. Просветительское и романтическое начала в творчестве Ж. де Сталь и Ф. де Шатобриана.
31. Жизненный и творческий путь В. Гюго.
32. Предисловие к драме В. Гюго «Кромвель» как манифест романтизма.
33. Центральный конфликт и система персонажей пьесы В. Гюго «Король забавляется».
34. Роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» как исторический роман. Сочетание вымысла и реальности.
35. Система образов романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Принципы гротеска и контраста.
36. Роман В. Гюго «Девяносто третий год» как исторический роман. Проблема революции в произведении.
37. Система образов романа В. Гюго «Девяносто третий год».
39. Национально-художественное своеобразие польского романтизма.
40. Жанровое богатство, основная тематика лирики А. Мицкевича.
41. Жанр романтической поэмы в творчестве А. Мицкевича. Историзм и пафос героического самопожертвования в поэмах «Гражина» и «Конрад Валленрод».
42. Прошлое и настоящее Польши в поэме А. Мицкевича «Пан Тадеуш». Сюжет и композиция, система образов.
44. Условия развития литературы США начала XIX века. Становление американского романтизма.
45. Тематическое разнообразие прозы Фенимора Купера. Проблематика пенталогии о Кожаном Чулке.
«американских» новеллах В. Ирвинга.
47. Творческая история «Песни о Гайавате» Лонгфелло. Взаимодействие фольклорной и романтической традиций в поэме.
49. Психологическая проза Э. А. По: воплощение принципа «единства эмоционального эффекта».
50. Сюжетно-композиционная структура «логических» рассказов Э. А. По. Особенности центрального героя.