Приглашаем посетить сайт

Зарубежная литература. XIX век. Пособие под редакцией И.Л. Лапина
Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

1. Литературный процесс в последней трети ХIХ века. Декадентство как мировосприятие и как художественное мышление. 

2. Английский неоромантизм – реакция на ценности викторианской эпохи, его виднейшие представители (Р. Л. Стивенсон, А. Конан Дойл, Д. Конрад, У. Моррис).

3. «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона как авантюрно-приключенческий роман.

4. Стороны трагического конфликта в романе Э. Л. Войнич «Овод».

5. Английский эстетизм и творчество его мэтра О. Уайльда – поэзия, драматургия, сказки.

6. «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда как художественная реализация творческих принципов эстетизма. «Вечная» оппозиция «этика–эстетика» в романе.

7. «Новая романтика» в творчестве Р. Киплинга. Актуальность содержания и пафос его лирики и прозы.

8. Продолжение традиций английского социального романа в творчестве Т. Гарди. Цикл его романов «характеров и среды».

9. Онтологический аспект конфликта двух укладов жизни, элементы социальной утопии в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».

10. Группа «Парнас»: творческие принципы, основные участники, их поэтические сборники.

11. Натурализм как направление и как метод. Теория «экспериментального романа» Э. Золя.

12. Замысел и реализация серии романов «Ругон-Маккары» Э. Золя, проблема «личность-среда» в них.

13. «Жерминаль» Э. Золя: основной конфликт, его персонификация в романе, прием контраста.

14. Трагедия обыденности в романе Г. Флобера «Мадам Бовари». Стилистические особенности романа.  

15. Эстетическая позиция, творческие принципы Г. де Мопассана.

16. Тематика новелл Мопассана, их художественные особенности.

17. «Жизнь» Мопассана – черты семейно-бытового и философского романа.

18. Роман «Милый друг» Мопассана: картина нравов политической и финансовой элиты Франции, образ главного героя.

19. Мастер интеллектуальной прозы А. Франс: творческий путь, жанровое многообразие, тип героя, особенности стиля.

20. Ироническое переосмысление истории Франции и человеческой цивилизации в романе А. Франса «Остров пингвинов».

21. Трагедия якобинства и революции в романе А. Франса «Боги жаждут». Образ Эвариста Гамлена.

23. Символизм как реакция на натуралистическое бытописательство, как стремление к содержательному обогащению искусства. Новые приемы и средства поэтической изобразительности, суггестивное начало в них.

24. Новые приемы и средства поэтического выражения в лирике П. Верлена, А. Рембо и С. Малларме.

25. Процесс становления реализма в немецкой литературе второй половины XIX века (Г. Фрейтаг, Ф. Рейтер, Т. Шторм, В. Раабе). Ф. Ницше и ницшеанство.

26. Особенности немецкого натурализма, его роль в развитии литературы Германии. Сборник новелл И. Шлафа и А. Гольца «Папаша Гамлет» и предисловие к нему.

27. Творчество Г. Гауптмана. «Ткачи» как социальная драма, тема восстания в ней, влияние поэтики натурализма.

28. Противоречивость процесса формирования реализма в американской литературе, его особенности.

29. Особенности юмора и его художественной функции на разных этапах творчества М. Твена.

30. Роман М. Твена «Приключения Гекльберри Финна», картина жизни и нравов американской провинции, образ главного героя.

31. Скандинавская литература ХIХ века в контексте общеевропейского процесса (Б. Бьёрнсон, К. Гамсун, Г. Брандес, А. Стриндберг).

32. Творчество Г. Ибсена, его периодизация. Тема «обезличивания личности» в драме «Пер Гюнт».

33. Драма Г. Ибсена «Кукольный дом»: конфликт, его разрешение, особенности формы.

34. Философско-психологическая драма Г. Ибсена «Строитель Сольнес», проблема самореализации личности, скрытая полемика с ницшеанской идеей «сверхчеловека». 

35. Тематика, критический пафос и тяготение к счастливым развязкам драматургии Б. Бьёрнсона («Банкротство», «Редактор», «Новая система», «Перчатка»).

36. Эстетические принципы творчества К. Гамсуна, их реализация в «психологических» романах («Голод», «Мистерии», «Пан», «Виктория»).

37. Особенности становления литературы Бельгии в ХІХ веке. Творчество Ш. де Костера, Ж. Роденбаха, К. Лемонье.

38. Творческий путь Э. Верхарна, новаторские черты его поэзии.

«Слепые», «Непрошеная», «Там, внутри»).

40. Реализация принципа суггестивности, символический подтекст отдельных картин в пьесе-сказке М. Метерлинка «Синяя птица».

41. «Монна Ванна» М. Метерлинка как романтическая драма: обращение к истории, исключительность обстоятельств и конфликта, проблема выбора в ней.

42. «Варшавский позитивизм» и польская литература. Старшее поколение реалистов (Э. Ожешко, Б. Прус, М. Конопницкая).

43. Роман Э. Ожешко «Над Нёманом»: эпическая картина жизни шляхты после поражения восстания 1863 года, конфликт, герои, поиски смысла жизни.

«варшавскому позитивизму» в творчестве Г. Сенкевича.

«Сизифов труд», «Пепел»).

46. Становление реализма в чешской литературе последней трети ХIX века.

47. «Псоглавцы» А. Ирасека, реалистическая картина народной жизни, философское осмысление истории.

48. «Поэтический взрыв» в странах Латинской Америки. Оригинальность содержания латиноамериканской поэзии при одновременном освоении ею формальных достижений поэзии западноевропейской.