Контрольные вопросы
1. Социально-исторические предпосылки и эстетические корни критического реализма. Особенности реалистического литературного направления.
2. Основные этапы жизненного и творческого пути П. Ж. Беранже. Отличительные особенности его песен (народная песенная традиция, лиризм, роль иронии, фабульность, назначение рефрена).
3. Беранже как сатирик и бытописатель. Антидворянская, антиклерикальная и антибуржуазная сатира. Изображение народной нищеты в его песнях.
4. Эстетические взгляды Стендаля («Расин и Шекспир»): отрицание канонов классицизма, отстаивание принципов социального анализа жизни, воплощение диалектики истории.
5. Противостояние идей и героев в новелле Стендаля «Ванина Ванини». Благородство и самоотверженность человека как эстетический и нравственный идеал писателя.
6. Образ Жюльена Сореля и основной конфликт романа Стендаля «Красное и черное».
7. Женские образы в романе Стендаля «Красное и черное», их роль в развитии сюжета и в раскрытии проблематики романа.
8. Роман Стендаля «Красное и черное» как «хроника» первой трети XIX века: художественное изображение периода Реставрации.
9. Идейный пафос и основные образы романа Стендаля «Пармская обитель».
10. Художественное новаторство Стендаля в изображении войны в романе «Пармская обитель».
11. Проблематика ранних сборников П. Мериме «Театр Клары Газуль» и «Гюзла». Мериме и «Песни западных славян» А. С. Пушкина.
12. Художественный смысл и социально-политическая направленность ранних исторических произведений П. Мериме «Жакерия» и «Хроника времен Карла IX».
13. Обличение лицемерия, эгоистичности, бездушия светского общества в новеллах П. Мериме («Арсена Гийо», «Этрусская ваза» и др.)
14. Сюжеты и образы «экзотических» новелл П. Мериме («Кармен», «Таманго» и др.).
15. Роль О. Бальзака в постижении закономерностей социального развития. Предисловие О. Бальзака к «Человеческой комедии», обоснование писателем своего художественного замысла. Структура «Человеческой комедии».
16. Творческая история и сюжетно-композиционная структура повести
О. Бальзака «Гобсек».
17. Образ ростовщика Гобсека и его роль в развитии действия повести
О. Бальзака «Гобсек». Идейный смысл новеллы.
О. Бальзака «Гобсек».
19. Художественное мастерство О. Бальзака в повести «Гобсек»: приемы раскрытия психологического своеобразия героев.
20. Обличение хищничества и эгоизма в романе О. Бальзака «Отец Горио». Эволюция характера Эжена Растиньяка.
21. «История молодого человека» в романах О. Бальзака «Шагреневая кожа», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии».
22. Сюжетно-композиционная структура романа О. Бальзака «Шагреневая кожа».
23. Реалистическая символика и философская глубина романа О. Бальзака «Шагреневая кожа». Рафаэль де Валентен как «Фауст новой эпохи».
24. Изображение провинциальных нравов в «Евгении Гранде» О. Бальзака.
25. Творческая личность и ее судьба в буржуазном мире по роману О. Бальзака «Утраченные иллюзии».
26. Гуманистическая направленность творчества Ч. Диккенса.
27. «Очень любопытная и новая идея, которую нелегко будет разгадать…» (Ч. Диккенс): три загадки в романе Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда».
28. «Книга снобов» У. Теккерея как галерея социальных типов.
29. Панорамное изображение английского общества в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия» (купечество, поместное дворянство, светское общество).
30. Социально-политическая и нравственная проблематика романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».
«Ярмарка тщеславия». Сатирическое мастерство писателя.
32. Контрастное соотнесение образов Ребекки Шарп и Эмилии Седли как основа развития интриги в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».
33. Романтическая концепция действительности в творчестве Г. Гейне раннего периода. Напряженность лирических переживаний в «Книге песен». Авторская ирония в «Лирическом интермеццо» – первый шаг к преодолению «мировой скорби», замкнутости поэта в мире любовных переживаний.
34. Сатирическая типизация и лирический пафос в «Путевых картинах».
35. Творческая история и художественное своеобразие поэмы Г. Гейне «Германия. Зимняя сказка». Борьба поэта против прусского имперского национализма.
«Германия. Зимняя сказка».
37. Немецкая литература второй трети XIX века (Ф. Геббель, О. Людвиг,
38. Проблематика и основные образы романа Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».
39. Поэтическое новаторство У. Уитмена, основные темы и мотивы его сборника «Листья травы».
«Песнь о Гайавате».