Приглашаем посетить сайт

Зарубежная литература. XIX век. Пособие под редакцией И.Л. Лапина
Французская литература

Французская литература

Фредерик Стендаль (Анри Мари Бейль, 1783–1842) – родоначальник критического реализма во Франции. Первые книги Стендаля появились во время его пребывания в Италии и были посвящены музыке и живописи («Рим, Неаполь, Флоренция», «История живописи в Италии», «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» и др.). В 1820-х годах, вернувшись во Францию, Стендаль включается в борьбу романтиков за новую литературу. В это время (1823, 1825) появляется его знаменитый трактат «Расин и Шекспир» требует от художника правдивого изображения действительности, призывает следовать за Шекспиром – представителем искусства высокой жизненной правды.

Стендаль написал пять романов. Первый из них – «Арманс» – был принят читателями и критикой равнодушно. Романы «Красное и черное» и «Пармская обитель» вошли в мировой литературный фонд. «Люсьен Левен» («Красное и белое») и «Ламьель» остались незаконченными и были изданы только после смерти писателя. Достойное место занимают в его творческом наследии занимают «Итальянские хроники» (новеллы «Ванина Ванини», «Ченчи» и др.). 

Свою теорию современного искусства Стендаль воплощает в романе «Красное и черное» (1830). Роман, имеющий подзаголовок «Хроника XIX века», – широкое реалистическое полотно социальной жизни Франции времен Реставрации, многогранный образ эпохи. В своей критике Стендаль одинаково беспощаден и к дворянско-клерикальной знати, и к алчной буржуазии. Главный герой романа Жюльен Сорель, талантливый плебей, стремится самоутвердиться, сделать карьеру, завоевать авторитет в обществе. Преклоняясь перед Наполеоном и его героическим временем, Жюльен Сорель вместо отваги и «шпаги» вынужден использовать притворное благочестие, лесть, покорность, граничащую с лакейством. Сорель дает себе клятву «высказывать только такие мнения, которые ему самому представлялись ложными». Он приспосабливается, изворачивается, пытаясь найти свое место в обществе, но остается духовно чужим своей эпохе.

– и над теми, кто его судит, и главное – над собственными слабостями и недостатками.

Разочаровавшись во французской буржуазной действительности, увлеченный поисками цельных и мужественных характеров, способных противостоять порочному миру, Стендаль обращается к итальянской истории и пишет роман «Пармская обитель» (1839). Действие романа происходит в Парме – маленьком государстве в Северной Италии. Писатель нарисовал широкую картину итальянской общественно-политической жизни начала XIX века. Время в этом романе растягивается на 34 года. События происходят с 1796 по 1830 год в отсталой раздробленной Италии. Находившаяся под игом Австрии, Италия получила кратковременное освобождение с приходом Наполеона. Но после падения Наполеона австрийский гнет возобновился с новой силой и, вместо одного государства, образовалось восемь мелких владений. Культурный и экономический застой вызывали возмущение итальянских патриотов. В стране вспыхивали вооруженные восстания. Об одном из них рассказал Стендаль в своей книге. В результате восстания был убит принц Пармы Эрнесто IV, на смену которому пришел его сын, неопытный и честолюбивый Эрнесто V. Смена власти ничего не изменила в структуре правления государством. Сохранились прежние партии, занятые интригами и откровенной враждой. Изображая Пармский двор, Стендаль как бы в миниатюре запечатлевает известные ему европейские дворы. Все гнусные проявления монархической власти сконцентрированы здесь, в маленьком государстве. Сатирическое изображение власти в Парме во многом было направлено и против современных писателю порядков – Июльской монархии с ее реакционной, антинародной политикой. В атмосфере беззакония, подкупов, тайных преступлений, религиозного ханжества действуют энергичные, страстные, гордые и свободолюбивые герои – герцогиня Сансеверина, ее юный племянник Фабрицио дель Донго, революционер Ферранте Палла, граф Моска.

Давая оценку роману, Бальзак, наиболее глубоко проникнувший в замысел автора, сказал: «Господин Бейль написал книгу, прелесть которой раскрывается с каждой главой. В том возрасте, когда писатели редко находят значительные сюжеты, и после того, как ими написано уже два десятка в высшей степени умных книг, он создал произведение, которое могут оценить только души и люди поистине выдающиеся».

в меркантильном современном ему французском обществе заставляли Стендаля восхищаться необычайным, энергичным темпераментом, мужеством итальянцев. Тайная любовь и кровавые разоблачения, грубые убийцы и нежные влюбленные, клокочущие страсти – все это должно было, по мнению Стендаля, пробудить энтузиазм его соотечественников. Самая известная из итальянских хроник – «Ванина Ванини». Богатая молодая итальянка полюбила бедного юношу, члена венты карбонариев, и, подчиняясь роковой страсти, погубила его друзей и самого любимого. Для карбонария Пьетро Миссирилли наслаждение любовью оказывается невозможным после предательства любимой, приведшего к гибели его друзей. Стендаль пишет о чувстве долга, которое оказывается сильнее любви.

В этой новелле, также как и в других произведениях по мотивам итальянских хроник, Стендаль показывает быструю смену чувств: любовь, ненависть, жажда мести. Они сплетаются в тугой узел, у которого может быть лишь одна развязка – смерть. Необычайная сила темперамента пробуждает волю, и человек действует, не колеблясь, не медля. Увидеть яркие страсти в действии и верно изобразить их стало для писателя задачей при создании этих произведений.

Последний крупный роман Стендаля «Люсьен Левен» («Красное и белое») продолжает тему «Красного и черного», но в новую историческое время – эпоху Июльской монархии. Писатель подвергает критике современное общество с его властью денег, показывает нравственное банкротство буржуазии. На правдиво выписанном историческом фоне развивается история возвышенной любви Люсьена Левена и госпожи де Шастеле. Но чем чище отношения, чем выше любовь, тем незащищенней оказывается она. Коварство разлучает влюбленных. Судя по авторским планам, написана только половина романа. Есть мнение, что писателю трудно был продолжить работу над ним, потому что он не знал, как провести своего героя, чувствительную, романтическую натуру с хорошими задатками, по кругам социального ада, оставив его положительным героем. Тем не менее роман, хотя и не завершенный автором, воспринимается как цельное произведение о молодом человеке, понимающем многие пороки своего времени, духовно его опередившим, ищущем, куда приложить свою благородную энергию, но ничего не сумевшем изменить в духовно окостенелом обществе.

– замечательный мастер психологического анализа, тонкий живописец духовной жизни человека. Это один из выдающихся стилистов. «Я знаю одно только правило: быть ясным, – писал он Бальзаку о «Пармской обители». – Если я не ясен, весь мой мир не существует».

Великий французский реалист, классик социального романа Оноре де Бальзак (1799–1850) был создателем не просто серии произведений о современной жизни Франции, а многокрасочного художественного полотна, содержащего дух эпохи.

«Шуаны», написанного в 1829 году. Через пять лет у писателя родится замысел связать уже написанные и все последующие романы единым замыслом и многочисленными персонажами. В 1840 году Бальзак даст серии название «Человеческая комедия». Эпопея Бальзака – грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества 1816–1848 годов, отражающая его противоречия, изнанку буржуазных отношений и нравов. Из задуманных 140 произведений Бальзак успеет написать 90.

В 1830-м году появилась первая редакция повести «Гобсек». В 1835 году Бальзак отредактировал ее и включил в состав «Человеческой комедии», связав с романом «Отец Горио» с помощью переходящего персонажа. Анастази де Ресто, одна из должниц ростовщика Гобсека, оказывается дочерью разорившегося фабриканта Горио. Но произведения связаны не только внешне. И в повести и в романе Бальзак обращается к «вечным» свойствам человеческой психологии – скупости («Гобсек»), беззаветной отцовской любви к детям («Отец Горио»). Но в том и в другом случае писатель рисует эти черты с такой точностью исторических, социальных, психологических деталей, что Гобсек предстает перед читателем не «скупцом вообще», как, например, у Мольера, а ростовщиком эпохи Реставрации во Франции. Фамилия «Гобсек» в переводе с голландского означает «живоглот». Персонаж 13-ти произведений «Человеческой комедии». Это старик с пепельно-серыми волосами и бесстрастными, неподвижными чертами лица, с маленькими желтыми глазами и острым носом. «Человек-автомат», «человек-вексель» – так называет его Бальзак. Гобсек бережет жизненную энергию и подавляет в себе все человеческие чувства, он скуп и безжалостен к должникам. Ростовщик чужд их страстям и получает наслаждение от того, что может управлять их судьбами, а свой ум считает «весами, на которых взвешиваются наследства и корыстные интересы всего Парижа». В Гобсеке живут два существа: скряга и философ, натура подлая и натура возвышенная; он охотно участвует в финансовых спекуляциях, но вне этой сферы он человек самой щепетильной честности. Именно к помощи Гобсека прибегает граф де Ресто, чтобы сохранить для детей свое состояние, которое его жена, графиня де Ресто, растрачивает на своего любовника максима де Трая. В этой ситуации плебей-ростовщик ведет себя достойнее, чем светский щеголь. Золото для Гобсека не только источник власти, но и предмет маниакальной привязанности. Страсть, владеющая Гобсеком, – скупость. Символом этой безотчетной, бессмысленной скупости становится зрелище, увиденное Дервилем в доме Гобсека после его смерти: дорогие вещи, сплошь кишащие червями и насекомыми.

Бальзак создает в «Человеческой комедии» галерею капиталистических хищников. Цинично обирает свои жертвы старый винодел Гранде («Евгения Гранде»), преступное всемогущество денег изображает Бальзак в монументальной фигуре «финансового Наполеона», «высокого бандита политики» – Нусингена («Банкирский дом Нусинген»), богатство дю Тийе («Цезарь Биротто») основано на прямой краже, фабриканты братья Куэнте («») получают изобретение Сешара ценой неприкрытого грабежа и грязных махинаций, банкир Тайфер («Красная гостиница») добывает свои богатства, совершая двойное преступление.

Законы буржуазного мира служат порочным страстям и меркантильным интересам: юристы становятся послушными исполнителями нусингенов и тайферов, блюстители порядка вербуются из среды преступников (Вотрен, «Отец Горио»), воспитанием общественного мнения занимаются такие «бандиты пера», как Лусто, Фино, де Люпо, Натан («Утраченные иллюзии»), в искусстве преуспевают бездарности типа Пьера Грассу («Пьер Грассу»).

Дух буржуазной наживы проник и в семейные отношения («Отец Горио»–1835). Горио – любящий отец-буржуа, выражающий свою привязанность с помощью денег, дорогих подарков дочерям, в конце концов, он сам становится виновником эгоизма и собственной одинокой смерти.

Одно из ведущих мест в творчестве Бальзака занимает история молодого человека. Сюжет о молодом провинциале развернут у писателя в двух планах: как история постепенной гибели решившего завоевать Париж героя и оказавшегося недостаточно последовательным в приспособлении к жестокости и цинизму буржуазного мира (Рафаэль Валентен, Люсьен Шардон), или как история превращения наивного и честного юноши в опытного капиталистического хищника (Эжен Растиньяк, Шарль Гранде). Представляя социальный тип, Бальзак одновременно наделяет своих героев индивидуальными чертами: ни одна из историй о молодом человеке не похожа на другую, каждый раз писатель изображает новый характер. Благодаря умелому сопряжению социально-типического и индивидуального, разнообразию и универсальности использованного жизненного материала, «Человеческая комедия», по широте представленной панорамы, по стилевой живописности, но главное – глубине художественной убедительности и полноте жизненной правды занимает едва ли не первое место среди подобных циклов.

Значительную роль в развитии французского реализма сыграл Проспер Мериме (1803–1870). Первое опубликованное произведение Мериме – сборник пьес «Театр Клары Газуль» (1825). Комедии отличаются политической остротой и злободневностью. Пронизанные симпатией к освободительному движению испанского народа, они были направлены против конкретных фактов и явлений французской действительности 20-х годов. Произведение начинающего Мериме было вместе с тем и попыткой низвергнуть эпигонов классицизма, господствовавших тогда на французской сцене. Современников писателя, привыкших к пространным рассуждениям и выспренним монологам драматургов-классицистов, поражало в пьесах Мериме стремительное развитие действия, непрерывное чередование простых выразительных сцен, полное игнорирование правил трех единств, неожиданные и резкие переходы от сатирических эпизодов к сценам, насыщенным высокой патетикой и трагизмом.

В 1827 году Мериме издает сборник прозаических баллад «Гюзла», которые выдает за собрание народных песен, якобы записанных со слов старого сказителя Иоакинфа Маглановича. В действительности лишь две баллады этого сборника являются переводами подлинных сербских песен, остальные 32 сочинены самим Мериме. Мистификации поддался даже А. С. Пушкин. Мериме пробует свои силы в художественном воссоздании национального колорита, проявляя при этом не только талант мастера слова, но большие филологические, исторические и этнографические познания. Именно эти знания наряду с заслугами Мериме-писателя позволили ему быть избранным во Французскую академию в 1844 году, а также помогли стать прекрасным переводчиком произведений А. С. Пушкина,

Историческая драма-хроника Мериме «Жакерия» (1828) посвящена изображению одного из наиболее значительных народных движений в Западной Европе средних веков – так называемой Жакерии, крестьянской войны 1358 года. Крепостное крестьянство Франции – основной герой пьесы. Драма отличается многоплановостью, широтой, она выдержана в духе исторических хроник Шекспира. На историческом материале написан и роман Мериме «Хроника времен Карла IX» (1829). Произведение посвящено драматическому событию французской истории – Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 года) и направлено против религиозного фанатизма. 

Но наибольшее значение в его творческом наследии имеют новеллы. Уже первый сборник новелл «Мозаика», который Мериме издал в 1832 году, содержит такие знаменитые сочинения писателя, как «Таманго» и «Взятие редута». В Новелле «Таманго» два внешне противоположных друг другу героя – вождь племени чернокожих Таманго и французский капитан Леду – сходятся в том, что оба преступают нравственные законы. Но счет, который писатель предъявляет человеку европейской расы, европейской цивилизации более строгий, и не потому, что капитан лишен тех привлекательных черт – свободолюбия, гордости, которые есть в Таманго. В образе Леду Мериме обличает не просто жестокость отдельной личности, но колониализм в целом.

Мериме – писатель, сдержанно выражающий свое отношение к действительности, он всегда стремится к объективному и точному повествованию, предпочитая пространному описанию какую-то одну выразительную деталь. Его стилистика, его писательская манера органично передают специфику новеллистического жанра. Ярко это проявляется в короткой, но выразительной новелле «Взятие редута». Она построена как рассказ очевидца, участника наполеоновских войн, о сопротивлении русских при захвате наполеоновскими войсками Шевардинского редута накануне Бородинского сражения. Мериме предвосхищает в этой новелле тот трезвый, негероический тон, каким будут рассказывать о войне Стендаль и Толстой.

В отличие от Стендаля и Бальзака, Мериме в своих новеллах не ставит больших социально-политических проблем. Он обращается к вопросам частной жизни человека, сосредоточивая свое внимание на анализе душевных переживаний героев. И тем не менее произведения сохраняют социальное звучание, содержат критику современных отношений, обнаруживают меркантильный дух буржуазного общества. Таковы новеллы «Двойная ошибка», «Партия в трик-трак», «Этрусская ваза», «Арсена Гийо» и др.

«Кармен» (1845) – наиболее известное произведение писателя благодаря яркому характеру героини. Впоследствии образ слился со своим двойником – персонажем оперы композитора Ж. Бизе «Кармен» (1875) и стал «вечным образом». Но героиня новеллы Мериме выписана пером скептика и реалиста, в произведении отсутствует тот мелодраматический колорит, который содержится в оперной версии. Кармен – разбойница, она участвует в грабежах и убийствах и сама находит смерть от кинжала. Любовь, которую она внушает мужчинам, – романтически жестокая и неистовая страсть. Непостоянство Кармен трактуется в новелле не как проявление слабой женской натуры, а как романтическая преданность идее свободы.

Мериме принадлежит почетное место в истории развития русско-французских культурных связей. В отчете Общества любителей российской словесности за 1862 год отмечено: «В почетные члены принят известный французский писатель, член французской академии Проспер Мериме, знаток и страстный любитель русского языка и литературы, провозгласивший нашего Пушкина величайшим и первым из современных европейских поэтов».

В сокровищницу французской и мировой поэзии вошло поэтическое творчество (1780–1857). Поэзия Беранже – живой отклик на важнейшие явления общественной жизни Франции первой половины XIX века. Основным и любимым жанром поэта стала песня.

Впервые Беранже записал свои песни в 1812 году. В дальнейшем он окончательно перешел к «низкому» жанру песни и в подтверждение своего решения сжег все написанное и прежде: «Говорят, ничто не светит так ярко, как пламя рукописей, мужественно брошенных в огонь», – сказал он.

В конце 1815 года вышел сборник «Песни нравственные и другие», в который вошли анакреонтические песни, полные фривольных мотивов, эротических ноток, поэтизации чувственных радостей, беспечного эпикурейства. Эти песни были так смело-жизнерадостны, так заразительно-веселы, что они звучали как протест против пессимистичной философии Ж. де Местра и Бональда.

Усиление во Франции движения против Реставрации Беранже отразил в сборнике «Песни» (1821). Поэт был обвинен в нападках на церковь, оскорблении власти, ведении революционной пропаганды, восславлении запрещенного трехцветного знамени революции и Империи. Беранже был лишен места в университете и предан суду. Поэта приговорили к трем месяцам тюрьмы и к уплате 500 франков штрафа. Нераспроданные экземпляры книги суд постановил сжечь, однако это способствовало лишь большему успеху песен. Дух Беранже не был сломлен, и он продолжал выступать против врагов революции в своих последующих сборниках: «Новые песни» (1825) и «Неизданные песни» (1828).

освобождение писателей от стеснительных рамок предписаний классической эстетики. Беранже отчасти воспринял новые веяния и создал ряд произведений романтического характера. Музой поэта стала гризетка Лизетта – простая швея, шаловливое, ветреное, но в то же время преданное, создание. Беранже снисходительно относился к мелким грешкам Лизетты, к ее непостоянству, он нежно любил ее.

В творчестве Беранже присутствовали и реалистические черты, что проявлялось, в основном, в его сатирических песнях: «Маркиз де Караба», «Отпрыск знатного рода», «Маркиза», «Месса святому духу» и многих других. Беранже высмеивает тех, кто черств, аполитичен, равнодушен к судьбе родины, кто трусит и подхалимствует, кто махнул рукой на честь и достоинство, кому нет дела до изгнанников и томящихся в тюрьмах.

«столь лестного» предложения. Издание сборника «Неизданные песни» привело к новому аресту. Беранже был приговорен к девяти месяцам тюрьмы и к уплате 10000 франков штрафа.

В песне «Карл III Простоватый» судьи усмотрели оскорбление короля, «Ангел-хранитель» был трактован как насмешка над религией, а в «Будущем Франции» суд обнаружил пробуждение ненависти к правительству.

Всенародная любовь вызвала в Беранже прилив творческих сил, и он создал еще целый ряд сатирических произведений: «Моя масленица в 1829 году», «Десять тысяч», «Красный человек» и другие. Это время расцвета творческих сил Беранже. Позже мы увидим его усталым и разочарованным, но неизменно остроумным и лиричным.

«Новые и последние песни», в котором поэт выражает свое отношение к режиму, установившемуся после Июльской революции, живописует жизнь простых людей с их радостями и горестями («Сон бедняка», «Рыжая Жанна», «Старик бродяга» и др.) Со временем изменились и взгляды Беранже на любовь. Теперь он говорит о женской корыстности и испорченности («Розан», «У каждого свой вкус», «Пактол», «Девичьи мечты» и др.).

в посмертном сборнике «Последние песни 1834–1857 гг., с примечаниями Беранже к его прежним песням» (1858).

Беранже обогатил французскую поэзию новым жанром, он расширил круг песенных тем, придал песне необычайное композиционное разнообразие, гибкость. Песня под пером Беранже приобрела черты «высоких» жанров – оды, дифирамба и т. д. Поэт создает самые разные виды песни: здесь и гимн, и песня-призыв, и песня-памфлет, и сатирическая песня, и публицистическая, и элегическая. Столь же разнообразно построение песни: то лирические высказывания автора, то монолог персонажа, то жанровая картинка, а иногда – небольшая сюжетная новелла в стихах. Беранже не только объединил свои песни с народной мелодией, но и создал традиционный для народной песни рефрен. Поэт много работал и над обогащением рифмы, тщательно подбирал слова, стремясь сделать язык доходчивым, точным, метким и колоритным.