Приглашаем посетить сайт

Зарубежная литература. XIX век. Пособие под редакцией И.Л. Лапина
Чешская литература

Чешская литература

В чешской литературе последней трети ХIХ века действуют представители двух поколений писателей: те, что еще в конце 50-х годов объединились вокруг журнала-альманаха «Май», и те, кто в конце 60-х гг. сгруппировались вокруг альманаха «Рух» и журнала «Люмир». И «старочехи» (Ян Неруда, В. Галек, А. Гайдук) и «младочехи» (С. Чех, Й. Сладек, Я. Врхлицкий, Ю. Зайер), добиваясь автономии для Чехии в составе Австро-Венгерской империи, сосуществовали довольно мирно на почве обличения существующих в империи порядков, развития и укрепления национального самосознания через обращение в своем творчестве к историческому прошлом чехов и словаков. И особенно не выпячивали разногласия сугубо эстетические. Положение резко изменилось, когда во второй половине 90-х годов в литературу вступает новое поколение молодых поэтов, объединившихся против старшего поколения. В общественной жизни оно выдвигает лозунг свободы личности, в творческой – полноты раскрытия индивидуальности художника. В октябре 1895 года появился их манифест «Чешская модерна», одним из авторов которого был поэт Йозеф Святоплук Махар –1942). «Мы ни в коей мере не акцентируем чешский характер: будь самим собой и ты будешь чешским... Мы хотим правды в искусстве, но не фотографической внешней правды, а той внутренней правды, нормой для которой служит только ее носитель – индивид», – подчеркивали авторы. Махар как один из теоретиков этого поколения в творчестве призывал к актуализации тематики: «Наше время для нас – это все, мы живем в нем и с ним, его болями и своими, и стремимся найти лекарство для него и для себя». Он представляет реалистическое направление в чешской поэзии. Эстетика европейского модернизма (импрессионизма и символизма) в наиболее полной форме проявилась в поэзии его сверстника (1864–1928). Но в отличие от западноевропейского чешский символизм был очень непродолжительным и не отмежевывался столь резко от классического наследия, в частности, от традиционной социальной поэзии.

А вот в чешской прозе последней трети века и позже ключевые позиции удерживали литераторы старшего поколения. Они стремятся показать в своем творчестве силу и бессмертие чешского народа, укрепить веру в его национальное возрождение. Самые широкие возможности открывали здесь историческая тематика и тема жизни крестьянства.

Алоис Ирасек –1930). В далеком прошлом чехов и словаков есть героические страницы, периоды величайшего напряжения сил, актуализация которых в литературе помогала им в нынешней борьбе против габсбургской монархии за национальное освобождение. Именно такое героическое прошлое явилось темой для большинства произведений Ирасека.

Появившиеся в 1878 году «Малостранские рассказы» и «Космические песни» Яна Неруды, призывавшие к борьбе против национального поглощения маленького народа, заставляли искать в прошлом такие страницы, которые укрепляли бы волю народа к сопротивлению. Это прежде всего гуситское движение, тема которого занимает едва ли не первое место во всем творчестве Ирасека. «Я пытался оживить наше прошлое, сделать его как можно более близким, понятным, но делал это не как мечтатель, который смотрит только в прошлое и не замечает тяжелой борьбы своего народа в настоящее время», – писал он. И во имя этой борьбы он оглядывался в прошлое, «потому что кто не знает прошлого, тот не поймет настоящего».

– ключ к пониманию творчества писателя и философия истории, которой он следует, обращаясь к отдаленному прошлому.

Революционный массовый характер гуситства художественно отражен им в романах «Между течениями», «Против всех», «Братство», в драматической трилогии «Ян Жижка» (1903 г.), «Ян Гус» (1911 г.), «Ян Рогач» (1914 г.). Они укрепляли веру чешского и словацкого народа в свои силы и возможности добиться национального освобождения.

Наряду с историей гуситства Ирасек не раз обращался и к более мрачному периоду истории своего народа, наступившему после поражения в Белогорской битве 1620 года, в романах «Скалаки», «Скалы», «Псоглавцы», темой которых стала борьба чешских крестьян против поработителей, чужеземных и собственных. Здесь выделяется и по философскому осмыслению истории и по этнографической достоверности роман «Псоглавцы» «исторической картиной». До появления этого романа мало кто знал о мужественной борьбе крестьян-ходов, обитавших в Шумавских горах и издавна защищавших южные границы государства от вторжения чужеземцев и пользовавшихся особыми привилегиями от чешских королей.

В сюжетной основе «Псоглавцев» – борьба крестьян-ходов против крупного феодала барона Альбенрейта, лишившего после белогорского поражения некогда вольных пограничников их привилегий. По сравнению с гуситским движением это малоизвестная история, действие которой ограничено сравнительно небольшой территорией и незначительным числом участников. Но художественно изображая ее, автор сумел в малом, частном увидеть целое, дать широкую картину народной жизни, характерную для всей страны того времени. В столкновении крестьян со своими угнетателями – крупными и мелкими панами, государственной властью, судом и церковью представив все социальные силы феодального общества.

это обыкновенный человек, ничем не выделяющийся из массы своих односельчан. В нем еще сильна вера в право панов решать судьбы крестьян и в их справедливость; отсюда сомнения, переживаемые им, поставленным перед необходимостью выбора. Ему потребуется пройти через серьезные испытания (конфликт в семье, безуспешные поиски справедливости, тюрьма), решение долго зреет в его сознании. Но, будучи принятым, оно реализуется с таким размахом, перед которым померкнут все человеческие земные радости, а угроза смерти перестанет иметь решающее значение в выборе.

Ирасек был новатором в области исторического жанра прежде всего потому, что, отказавшись от романтических взлядов на события исторические, от субъективности в их толковании, он пошел по пути изучения реальных фактов, хроник, официальных документов, местных памятников материальной культуры, языка и нравов. Но не ради этнографической точности деталей; этот эмпирический материал служил ему опорой в реалистическом воссоздании эпохи, во-первых. А во-вторых, он художественно осмыслялся им с позиций новой философии истории, согласно которой прошлое, настоящее и будущее народа и страны неразрывно связаны. Он опирался на факты прошлого для решения задач современных, пользовался принципом типизации в изображении прошлого. Все это вместе взятое обеспечило «Псоглавцам» статус одного из лучших исторических романов в мировой литературе.

–1929). Быт, нравы, весь патриархальный уклад деревенской жизни – таким этнографизмом отличается

12-томный цикл его романов «Наши». С именами Ирасека и Галечека связано окончательное утверждение реализма в чешской литературе ХІХ века. Его традиции разовьет следующее поколение писателей, родившихся в

–90-е годы, – И. Ольбрахт, М. Майерова, Я. Гашек, К. Чапек, В. Незвал,