Приглашаем посетить сайт

Зарубежная литература. XIX век. Пособие под редакцией И.Л. Лапина
Литература Англии

Литература Англии

Во второй трети XIX века в Англии возникло первое широкое, массовое, политически оформленное пролетарское движение – чартизм. Вместе с ним появилась и пролетарская поэзия, отвечающая духу классовой борьбы рабочих за свои права и свободы. В творчестве поэтов-чартистов Томаса Гуда, Эбенезера Эллиота, Эрнеста Джонса, Джеральда Масси «Песнь о рубашке», «Стихи против хлебных законов» Эллиота, «Песни рабочих» Э. Джонса, стихотворный сборник «Голоса свободы и песни любви» Масси.

Чарльз Диккенс и Уильям Теккерей 

Чарльз Диккенс –1870) дебютировал книгой «Очерки Боза» (1836), «маленькими зарисовками подлинной жизни нравов», в основном обитателей бедных кварталов Лондона. Боз – литературный псевдоним начинающего писателя.

По-настоящему литературный талант Диккенса раскрылся в первом его романе «Посмертные записки Пикквикского клуба» (1837). Тонкий юмор, неистощимая способность к созданию комических ситуаций и целой галереи смешных, гротескных персонажей, среди которых выделяется мистер Пикквик, напоминающий Дон Кихота. В один из солнечных майских дней отправляется он вместе со своими друзьями – Уинклем, Тапменом и Снодграссом – в путешествие по дорогам Англии. Приключения и недоразумения их путешествия и составляют содержание книги, в которой странноватый чудак Пикквик и его веселые попутчики противопоставлены бездушным и расчетливым буржуа-практикам. Неискушенность пикквикистов представляет собой этическую позицию, продиктованную неприятием гнетущих и отталкивающих сторон действительности, как и непоколебимой верой в добропорядочность и великодушие, присущие людям по самой их природе.

«Посмертных записок Пикквикского клуба» Диккенс приступил к написанию социальных романов, в которых, как он говорил, обратился к «безбрежному океану человеческих страданий». Романы «Приключения Оливера Твиста» (1838), «Жизнь и приключения Николаса Никкльби» (1839), «Лавка древностей» (1840), «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» (1843) и др. сделали его всеевропейской знаменитостью. Как прославленного писателя его приглашают в Америку, надеясь, что он прославит заокеанскую публику, но своей книгой «Американские заметки» (1842) Диккенс разочаровывает американцев, высказав немало критических слов по адресу хваленой американской демократии и особенно рабства негров.

«Домби и сын» (1847) он создает исполненный немалой обобщающей силы образ сурового жестокосердного торговца Домби. Из поколения в поколение Домби «имели дело с кожей, но никогда – с сердцем». Необходимость считаться не с коммерческими выгодами, а с побуждениями и требованиями души оказывается непереносимой для Поля Домби-старшего, переживающего катастрофу, описание которой составляет основной сюжет романа. Наследник традиций своего клана, он убежден, что земля существует главным образом для того, чтобы Домби могли укреплять могущество созданной ими системы, где все подчинено деловым интересам и господствует принцип строгой регламентации. Система не предусматривает места для женщин, которым вменено в обязанность ощущать себя счастливыми тем, что они исполняют отведенную им функцию, производя на свет будущих негоциантов. Назначение мальчиков в том, чтобы с молодых ногтей готовиться к моменту, когда на их плечи будут возложены бремя и честь, сопрягаемые с должностью главы семейного предприятия. Поль-младший, его сестра Флоренс, а затем Эдит Грейнджер, ставшая второй миссис Домби, воплощают иные жизненные ориентации и, каждый по-своему, оказываются чужими в мире, с которым связаны узами кровного родства. Завязавшиеся на этой почве духовные конфликты расшатывают порядок в мире, сопровождаются трагическими последствиями для всех участников воссоздаваемых событий. Ареной действия чаще всего становится особняк Домби, величественный и мрачный, с анфиладой холодных комнат, которые кажутся облаченными в траур. Это зримый символ душевного оскудения, причиняющего тяжелые страдания всем, кто причастен к кругу существования Домби-старшего и, как выясняется, ему самому, – вопреки его непоколебимости и надменности, бросающимся в глаза. Однако за неприступностью скрыта уязвимость, за самонадеянностью – сомнения и травмы. Постепенно открываясь читателю, эта сокровенная человеческая природа Домби-старшего, столь резко контрастирующая с его социальной ролью и маской, придает истинную сложность и психологическому портрету, и проблематике, связанной с заглавным персонажем. Тягчайшим ударом для него становится смерть маленького Поля. Его уход, воспринятый «одеревеневшим от крахмала и высокомерия» отцом как посягательство на основы системы, вместе с тем пережит и как непоправимая утрата, становясь первым толчком к духовному перелому.

В 50-е годы в творчестве Диккенса активно развивается социальная тема. Объектом его критики становятся заскорузлость юридической системы («Холодный дом», 1853), бездушная практика эксплуатации рабочих («Тяжелые времена», 1854), бюрократизм, неэффективность государственного аппарата, воплощенного в фантастическом Министерстве околичностей («Крошка Доррит», 1856). Вместе с тем, осмеивая некоторые стороны английской действительности, равно как и человеческий эгоизм, алчность и двуличие, Диккенс – сторонник реформ, нравственного перевоспитания общества («Рождественские рассказы»), он противник революционного насилия («Повесть о двух городах», 1859).

Вера в добрых, бескорыстных людей из народа отличает романы, написанные в последнее десятилетие «Большие надежды», 1861; «Наш общий друг», 1864).

Диккенсовская Англия – это целый мир, населенный множеством персонажей, принадлежавших к различным социальным группам, типам человеческих характеров. Художественный метод писателя богат и многокрасочен. Юмор сочетается с сатирой, шарж с гротеском, комические описания прослаиваются с лирическими отступлениями, голосом писателя-проповедника. Диккенс вывел в мир галерею рельефных, сатирически очерченных образов: это алчный школьный учитель Сквирс, истязающий детей («Николас Никкльби»), пропитанный лицемерием мистер Пекснифф, чье имя стало нарицательным («Мартин Чезлвит»), скаредный и эгоистичный чиновник Скрудж («Рождественская песнь»), бездушный философ «фактов и цифр» Грэдгранд и вульгарный нувориш, капиталист Баундерби («Тяжелые времена»). Стяжателям, фарисеям Диккенс обычно противопоставлял людей из народа, добрых, великодушных, заметно идеализированных, иногда сентиментальных. В этом сказались романтические черты метода Диккенса, художника-гуманиста, верившего в добро, в торжество справедливости. Гуманизм писателя проявлялся и в искусстве создавать образы детей.

Мастером английского реалистического романа XIX века был современник Диккенса –1863). Теккерей начинает литературную деятельность как журналист в конце 30-х – начале 40-х годов, он сотрудничает в журналах демократического направления, где публикует свои статьи, очерки, пародии, повести. В 1844 году Теккерей создает исторический роман сатирического содержания «Барри Линдон». Известность пришла к писателю с выходом сборника очерков «Книга снобов» (1846–1847). Объектом осмеяния в ней стал специфический, по Теккерею, национальный порок – тщеславие, который он заклеймил особым словом – «снобизм».

Слово «сноб» существовало в английском языке и прежде. Первоначально оно значило – «подмастерье сапожника». Среди студенческой молодежи во времена Теккерея этим словом нередко называли грубых невежественных обывателей. Затем с легкой руки Теккерея оно стало применяться к людям, которые пресмыкаются перед теми, кто стоит выше их на общественной лестнице, и презирают тех, кто стоит ниже. Теккерей определяет сноба, как человека «смотрящего вверх с обожанием и вниз с презрением».

Более глубокому философскому и нравственному осмыслению этого всепроникающего порока буржуазного общества посвящен роман «Ярмарка тщеславия»

«Путь паломника», написанном еще в XVII веке. Столицу Англии Дж. Беньян изобразил как ярмарку житейской суеты, где все продается и все покупается. Теккерей дополнил эту картину. В «романе без героя», как гласит подзаголовок, дано широкое обозрение английского и, больше, европейского общества, в котором люди, наподобие театральных марионеток, управляемых опытной рукой кукольника, действуют как истинные снобы, одержимые лишь жаждой наживы, эгоистичные и тщеславные. В отличие от Диккенса, запечатлевшего жизнь фактически всех слоев общества, Теккерей изображает по преимуществу высшие круги, буржуазию и аристократию. Последняя вызывает у него особую неприязнь. Таково иронически изображенное семейство Кроули, особенно баронет Пит Кроули, а также маркиз Стайн. Среди целой галереи психологически тонко выписанных образов романа выделяется как художественное открытие Теккерея образ Ребекки Шарп, умной, расчетливой и бездушной карьеристки, использующей любые средства для достижения своих целей.

В дальнейшем Теккерей стремится найти положительных героев в современном ему обществе (романы «Пенденнис» и «Ньюкомы»), обращается к исторической теме, к излюбленному им XVIII веку (романы «История Генри Эсмонда», «Виргинцы»), издает цикл лекций о писателях эпохи Просвещения («Английские юмористы», а также острый памфлет против королевских венценосных особ («Четыре Георга»).

– суровый реалист. Он не прибегает, как Диккенс, к сгущению красок или идеализации, пользуясь легкой сатирической ретушью. Его взгляд на мир достаточно пессимистичен. По манере он рассказчик, бытописатель, ироничный скептик, склонный не к проповеди, а лишь к язвительному комментарию по поводу описываемых событий.