Приглашаем посетить сайт

Зарубежная литература. XIX век. Пособие под редакцией И.Л. Лапина
Американская литература

Американская литература

Завершение эпохи «фронтира» и Гражданской войны 1861–1865 годов значительно ускорили угасание американского романтизма, бывшего авангардом литературного развития в США дольше, нежели в Западной Европе. Формирование реалистического направления осложнялось здесь рядом специфических факторов, характерных для Америки второй половины ХIХ века. В массовом сознании, да и не только, был еще незыблем стереотип «великой американской мечты» о материальном успехе, которая еще оставалась некоей общенациональной идеей и в идеологическом и в онтологическом планах. Вот почему так оптимистичен один из предвестников американского реализма поэт У. Уитмен, создавший восторженный гимн своей родине, ее первопроходцам и нынешним труженикам в «Листьях травы». Единственное, что омрачает его веру и оптимизм, – это рабство негров и Гражданская война. Против социально-критического пафоса европейского реализма выступали представители «изысканной традиции», поэты и прозаики так называемой «бостонской школы» – Р. Эмерсон,

Г. Лонгфелло, Д. Лоуэлл и особенно их последователи. Они стремились внедрить в американскую литературу «нежный реализм», которому его теоретик У. Хоуэллс вроде бы позволял касаться любых сторон действительности, но призывал авторов «считаться с тем, что книги читает молодая девушка», что характер романа в Америке «все время улучшается вместе с нравами читателей. Джентльмены больше не ругаются и не валятся пьяными под стол, не совращают молодых девушек..., не стремятся совратить и жен соседей, как они когда-то делали... Вообще, люди теперь называют лопату сельскохозяйственным инструментом».

Специфическое влияние на развитие реализма в США последней трети века оказала и откровенно апологетическая литература, прославлявшая ценности американизма как образца демократии, как общества «неограниченных и равных возможностей для всех», настойчиво внедрявшая в сознание массового читателя мысль, что «мы живем в свободной стране», где «бедность в начале жизни не является препятствием для достижения успеха, а чистильщик обуви или лесоруб может стать, если захочет, президентом». О силе, масштабе ее влияния на умы и вкусы свидетельствуют тиражи распроданных книг, за 20 миллионов экземпляров, двух «знаменосцев американизма» писателей Г. Элджера («Оборванец Дик») и Т. Олдрича («История плохого мальчика»).

против несправедливости и стремление сгладить остроту противоречий, вера в незыблемость и гуманность сложившихся порядков, дидактизм и поучительность – в духе «изысканной традиции» или «нежного реализма». Лишь в первом десятилетии ХХ века придет в американскую литературу плеяда молодых авторов (Э. Синклер, Ф. Норрис, Т. Драйзер, Д. Лондон и др.), которая своим творчеством утвердит традицию острокритического, последовательно непримиримого отношения к «ценностям» американского образа жизни, его агрессивной бездуховности и прагматизму.

Но подготовил их приход, протоптал им дорогу своим творчеством Сэмюэль Ленгхорн Клеменс, псевдоним  Марк Твен (1835–1910). Он начинал свой путь в литературе как мастер лихого бесшабашного юмора, работая в многочисленных газетах. Из-под пера бойкого газетчика буквально сыпались смешные зарисовки, фельетоны, рассказы, в основе которых были нелепо-комические ситуации («Мои часы», «Разговор с мумией», «Скачущая лягушка из...», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету», «Как меня выбирали в губернаторы», «Рассказ коммивояжера», «Роман эскимосской девушки»). Все они были пропитаны буйным весельем, автор смешил публику сочетанием важного и ничтожного, высокого и низменного, каламбурами, остротами в простонародном грубоватом духе.

Но с годами в творчестве писателя все громче начинают звучать сатирические ноты. В книгах «Простаки за границей» (1869 г.), «Позолоченный век» (1874 г.) наряду с массой смешных анекдотических ситуаций, не лишенных сентиментального тяготения к счастливым концовкам, читатель уже сталкивается с другой градацией юмора – иронией, насмешкой, направленными против наглого самодовольства янки, пародиями на модные в американской литературе повествования о достижении богатства, даже сарказмом при изображении жуликоватых американских политиков – заведомых воров и мошенников.

«Приключения Тома Сойера» (1876 г.). Важнейшей особенностью ее является то, что комическое здесь играет роль утверждающую. Без юмора повесть о Томе была бы просто сентиментально-фальшивой; именно он придает главному герою и другим персонажам истинность, психологическую глубину и убедительность, служит задаче утверждения красоты людей и поэтизации жизни.

Когда говорят о Марке Твене как о первопроходце подлинного (читай – критического) реализма в литературе США, то имеют в виду «Приключения Гекльберри Финна» «Современная литература США вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Гекльберри Финн» (Э. Хемингуэй).

В романе жизнь патриархальной американской провинции, добропорядочных фермеров на берегах Миссисипи изображена без всякой идеализации. Она порождает таких «гениев наживы», как Король и Герцог, именно с ней вступают в конфликт юные герои романа, которые еще не утратили искренности, душевной чистоты, чувства справедливости. Книга полна иронических аллюзий на романтические сюжеты (вражда двух семейств, освобождение из-под замка негра Джима и др.), пародий на чудесные истории обогащения и американской предприимчивости.

Последний период творчества писателя (1890–1900 годы) отмечен обращением к жанру рассказа-притчи («Банковский билет в миллион фунтов», «Человек, который совратил Гедлиберг»), повести-притчи («Таинственный незнакомец») и памфлета («Соединенные Линчующие Штаты», «Монолог царя»). Где нет уже прежнего жизнеутверждающего юмора, уступившего место беспощадной сатире, где позиция автора по отношению к ценностям американского образа жизни и американской демократии не допускает сомнений или двоякого толкования