Приглашаем посетить сайт

Первушина Е. : Гордость и предубеждение в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение»
Танцы в романах Джейн Остин

Танцы в романах Джейн Остин

Танцы.

По словам Джейн Остин «to be found of dancing was a certain step towards falling in love» — «страсть к танцам есть прямой путь к влюбленности».

Действительно танцы были любимым занятием молодежи — будь то великосветский бал с королевском дворце Сент-Джеймс или вечеринка в кругу друзей, где-нибудь в провинции. Человеку, не умеющему танцевать, вход на светские мероприятия был заказан. «Танцы сами по себе — занятие пустяшное и глупое, но это — одна из тех упрочившихся глупостей, в которой людям умным приходится иногда принимать участие, а кольскоро это так, то они должны делать все, что при этом положено, умело» — писал лорд Честерфильд сыну.

Друг мистера Бингли мистер Дарси который хоть и умел, но не слишком любил танцевать, тут же заслужил у дам упрек за свое «disagreeable contenance» то есть «неприветливое поведение». «Его сочли слишком гордым, — пишет Джейн Остин — заметили, что он не снисходит до того, чтобы быть любезным с людьми, среди которых находится, и даже огромное поместье мистера Дарси в Дербишире не могло сгладить неприятного впечатления от его холодной и высокомерной манеры поведения».

Какие же танцы были в моде в то время?

В танцевальных залах, как и в парламенте и на полях сражений англичане проявляли себя истинными патриотами. С 17 и по 20 век в Англии были очень популярны так называемые «народные танцы» или контрдансы. Разумеется, эти танцы прошли специальную обработку, «приспособившую» их к запросам светского общества.

Еще в 1651 г. в издательстве Джона Плейфорда вышла книга "The English dancing master" содержавшая описание 105 контрдансов, в 1653 г. она вновь переиздается под названием "The dancing master"и содержит уже 112 танцев, всего с 1651 по 1750 гг. этот каталог танцев выдержал 18 изданий, а последний сборник вышел в 1850 г.

Контрдансы сразу понравились — в них не было сложных шагов и фигур, характерных для XVI века; поэтому танцевать их могли почти все желающие: в зале можно было устроить несколько квадратов кругов, колонн, по 4-8 человек и все общество могло веселиться.

В контрдансах было очень мало помпезности и много веселости, живости, игривости, того, что англичане называют playfulness. Об этом красноречиво говорят сами названия танцев «Джени собирает груши», «Приятная компания». «Все в лесу зеленое», «Однажды летним днем», «Возвращение весны» и т. д.

И хотя известный английский щеголь Джордж Брайан Браммел с презрением писал о тех, кто склонен «предаваться неуклюжему веселью деревенского танца» и все же большинство англичан обожали контрдансы. В письме сестре Кассандре» от 5 сентября 1795 года Джейн Остин пишет:«Мы обедали в Гуднестоне, а вечером танцевали деревенские танцы и буланже». С нем еньшим удовольствием танцевали под иралндские и шотландские мелодии, например рил — веселый шотландский танец.

Позже среди контрдансов выделилась кадриль. В английском варианте кадриль была довольно спокойным танцем, который считали изображением светской жизни. В кадрили, так же как в светских гостиных люди встречались, перебрасывались парой слов, щеголяли изяществом и остроумием, расходились, меняли партнера. «Кадриль представляет собой вид турнира, где с одинаковым равнодушием атакуют и парируют удары, где небрежно высказывают расположение и так же небрежно его ищут», — писал Ф. Лист.

Другим популярным танцем был котильон. Это был танец-импровизация — первая пара придумывала фигуры, часто заимствуя их из других танцев, последующие пары их повторяли.

В письмах и романах Джейн Остин упоминается также упрощенный вариант котильона — буланже. Во время буланже дамы все время меняли партнеров, так что каждая из них успевала хоть немного потанцевать с каждым из участвующих в развлечении джентльменов.

Но наиболее действенным средством вскружить голову даме или кавалеру, был, разумеется, вальс.

Еще в 16 веке во Франции появился крестьянский танец в ритме "три четверти" - Этот танец исполнялся под народную музыку, называемую "Volta" — это слово на итальянском языке означает "поворот". Уже в первых вариантах танца основой его являлось непрерывное вращение.

— партнер, сжимая партнершу в объятиях поднимал ее над полом и переносит по воздуху. Из-за этого в светском обществе танец стал считаться крайне безнравственным и был запрещен королем Франции Людовиком XIII (1610-1613).

В 1695 году в очередном издании «The dancing master» был описан подоный вольте танец на три счета под названием "Hole in the Wall" («Дыра в стене»).

В 1754 танец на три счета появился в Германии где он назывался "Waltzen", то есть снова «вращение». В 1812 танец появляется в Англии под названием "немецкий вальс" и вызывает большую сенсацию, а следом и большой скандал. в 1833 в книге "Правил хорошего поведения" Мисс Селбарт писала:" этот танец - только для девиц легкого поведения!". Но не только чопорный английские леди восстали против нового безнравственного танца. Лорд Байрон увидев свою жену в руках друга на недопустимом расстоянии, писал: " Здоровый джентльмен, как гусар, раскачивается с дамой, как на качелях, при этом они вертятся подобно двум майским жукам, насаженным на одно шило".

на балу принца-регента.