Приглашаем посетить сайт

Луков Вл. А.: Французский неоромантизм.
Заключение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как было отмечено, термин «неоромантизм» появился еще в конце XIX века. Неоромантизм связан с традициями романтизма, но возникает в иную историческую эпоху: это эстетический и этический протест против дегуманизации личности и реакция на натурализм и крайности декадентства. Неоромантики верили в сильную, яркую личность, они утверждали единство обыденного и возвышенного, мечты и действительности. Согласно неоромантическому взгляду на мир, все идеальные ценности можно обнаружить в обыденной действительности при особой точке зрения наблюдателя, иными словами, если смотреть на нее сквозь призму иллюзии.

Мы показали крупным планом французский неоромантизм. При этом, расширяя традиционный взгляд на историю литературного процесса, мы отметили, что неоромантизм на рубеже веков вытупал и как определенное течение, и как широкое антипозитивистское литературно-художественное движение. В первом смысле он дал во Франции немного выдающихся личностей, это прежде всего Эдмон Ростан, творчество которого детально изучено в книге. Это и ранний Ромен Роллан, который довольно быстро отошел от неоромантизма, но от течения, а не от движения. В его высших созданиях, в великом романе-эпопее «Жан-Кристоф» голос обновленного романтизма раздается с первой до последней странице: на реалистическом фоне Европы предстает романтическая и героическая фигура главного героя.

Неоромантизм неоднороден: в каждой стране, где он утвердился, он приобретал специфические черты. Хотя французский вариант был очень весом, повлиял на многие литературы (мы показали это на особенно близкой франкоязычной литературе Бельгии и на отдаленной литературе Латинской Америки), в Европе возникли и другие мощные неоромантические концентры, притягивавшие к себе широкое внимание. Обратимся к этим концентрам, отмечая их своеобразие (чтобы оттенить характеристику французского неоромантизма, создать определенный контекст для восприятия его черт).

Для немецкого и австрийского неоромантизма, сложившегося под влиянием творчества Рихарда Вагнера, характерны такие черты, как «материализация» мечты вплоть до создания «мира мечты», иногда противопоставленного обыденной действительности, иногда слитого с ней; разработка проблемы идеала, абстрагирование его от конкретного социального содержания, абсолютизация его и противопоставление материальному миру или попытка синтеза действительности и идеала при обязательном приоритете последнего; разработка образа человека искусства как воплощения положительного идеала неоромантиков; противопоставление образа художника обществу и обстоятельствам; отсутствие ограничений в системе жанров (обращение к драме, роману, новелле, сказке, различным жанрам поэзии и т. д.), поиски новых жанров (например, «музыкальная драма» Р. Вагнера); в области языка — стилизация как главный принцип организации языкового материала (неоромантический стиль как таковой не сложился во многом из-за господства принципа стилизации); соединение собственно неоромантических принципов с принципами импрессионизма, символизма, отчасти натурализма.

У немецких и австрийских неоромантиков тема трагической судьбы художника, сталкивающегося с прозой жизненных обстоятельств, стала особенно популярной благодаря образу Лоэнгрина в одноименной музыкальной драме Рихарда Вагнера. «Потомками» Лоэнгрина стали Тициан в драме Гуго фон Гофмансталя «Смерть Тициана», Петер Майский в одноименной новелле Рикарды Хух, мастер Генрих в драме Герхарта Гауптмана «Потонувший колокол» и другие неоромантические персонажи.

Английский неоромантизм представляет собой сложный феномен. Существование неоромантической литературы сочетается с почти полным отсутствием «чистых» писателей-неоромантиков. Неоромантизм отдельных произведений Оскара Уайльда неотделим от черт символизма, отчасти реализма, Джозефа Конрада — от импрессионизма, в творчестве Редьярда Киплинга романтические рассказы (например, «Рикша-призрак», «Дети Зодиака») соседствуют с реалистическими зарисовками светского общества («Воспитание Отиса Айира», «Заурядная женщина»), неоднозначен творческий метод мастеров приключенческого жанра: Роберта Льюиса Стивенсона, Артура Конан Дойля, Гилберта Кита Честертона, Генри Райдера Хаггарта и др. Эстетическая и эмоциональная критика отдельных сторон общественной жизни, как правило, трансформируется в критику обыденного, неромантического сознания отдельного человека; обыденность или экзотичность окружающего мира зависит не от имманентно присущих ему качеств, а от характера миросозерцания индивида (в том числе, самого автора). Характерный для европейского неоромантизма образ героической личности обычно заменяется образом «незаметного героя» (Конан Дойль, Честертон), ребенка (Киплинг), молодого человека (Стивенсон), «маленького человека» (Киплинг). Для английского неоромантизма свойственно ставить героя в зависимость от обстоятельств (вплоть до появления у Конрада темы рока в образе моря), которые не только не подавляют героя, но позволяют ему полнее раскрыться. Обстоятельства, в которые попадает герой, лишаются конкретного социального содержания (в их качестве выступают, например, природные стихии). Сюжет большинства неоромантических произведений выстраивается как напряженная интрига. Основные жанры, разрабатываемые английскими неоромантиками, — приключенческие романы, повести, рассказы.

Неоромантическое движение охватывает и другие страны Европы. Некоторые произведения великих норвежцев Г. Ибсена (позднее творчество) и К. Гамсуна, творчество итальянских (А. Фогаццаро, С. Бенелли, Дж. Пасколи), польских (С. Выспяньский, С. Пшибышевский), чешских (Я. Врхлицкий, И. Махар, А. Сова), венгерских (Е. Комьяти, Л. Барте, Ф. Мольнар) писателей тесно связаны с неоромантическими тенденциями. Несколько позднее неоромантизм занимает заметное место и в литературе США. Американский исследователь В. Л. Паррингтон называет «новый романтизм» одним из трех главных литературных направлений в американской литературе после 1919 г.

соединение противоположных принципов, разных художественных систем (символизм, эстетизм, импрессионизм и т. д.), выдвижение разных персональных моделей (Верлена, Рембо, Малларме, Де Костера, Верхарна, Метерлинка, Гюисманса, Клоделя, Верна, Роллана и др.).

обращаются к жанру «поэтической драмы». Драма в стихах оказывается наиболее адекватной формой выражения условно-поэтического восприятия действительности, свойственного неоромантикам. Создание особого поэтического мира позволяет удовлетвориться иллюзией в исследовании мира реального. «Воинствующая иллюзия» становится отправной точкой для формирования неоромантического взгляда на мир.

Сознание поэтического мира во многих случаях является не самоцелью, а способом поместить в соответствующую обстановку весьма условного неоромантического героя. Проблема героизма и героической личности — главная проблема французского неоромантизма. Неоромантики культивируют представление о героизме как внутреннем свойстве, которое может не проявляться в конкретных героических поступках.

В целом, как было показано, французский неоромантизм, представляет собой весьма амфорное явление. Неоромантики стремятся занять, часто инстинктивно, среднее положение между натурализмом и символизмом, отвергая как нигилизм первого по отношению к духовному началу, так и нигилизм второго по отношению к материальному миру. Характерной чертой неоромантизма становится эклектизм. Свойственный романтизму начала XIX века пафос нового исчезает. Однако к 90-м годам XIX века вырисовывается общий характер течения французского неоромантизма как этико-эстетического протеста против антигуманного общественного строя, упадочной позитивистской философии, натурализма и декадентской литературы.