Приглашаем посетить сайт

Луков Вл. А.: Французский неоромантизм.
Введение

ВВЕДЕНИЕ

Неоромантизм — одно из самых знаменательных и вместе с тем трудноопределимых явлений в художественной культуре Франции. Оно получило развитие и в других странах Европы, затронуло также Россию, США и ряд других регионов планеты, в которых сильно влияние европейской модели культуры на рубеже XIX-XX веков, открывающем новейшую историю человечества. Мы предполагаем не только рассказать о неоромантизме во французской литературе, но и о том культурном контексте, в котором он развивался, о диалоге, в который он вступал с другими направлениями в искусстве, развивавшимися как во Франции, так и в других странах. Иначе говоря, сквозь призму французского неоромантизма предстанет (конечно, только в контурах) весь неоромантизм как некое художественное и эстетическое целое для того, чтобы сделать обобщенные выводы о его содержательных контентах и формальных конструктах, генезисе и функциях, высших достижениях и внедрении в культуру повседневности.

К неоромантизму в разных источниках относят Э. Ростана и раннего Р. Роллана, Р. Киплинга и А. Конан Дойла, Г. фон Гофмансталя и Р. Хух, иногда О. Уайльда и Дж. Лондона, раннего М. Горького, он обнаруживается не только в литературе, но и в театральном искусстве, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке, дизайне, а при желании можно говорить о неоромантизме в политике, экономике, философии, так что сфера применения термина никак не ограничивается художественной литературой. Имея все это в виду, мы все же будем говорить в этой работе о литературных (и отчасти театральных) явлениях, хотя изучение проблемы писателя (как проблемы теоретической) будет нас выводить на эти общекультурные горизонты эпохи.