Приглашаем посетить сайт

Луков Вл. А.: Французский неоромантизм.
§ 4. Французское неоромантическое движение: героическая модель Ромена Роллана

§ 4. Французское неоромантическое движение: героическая модель Ромена Роллана

Ромен Роллан (1866-1944) — францу§ зский писатель, в чьем творчестве представлена героическая модель неоромантического движения, развившаяся в героическую линию реализма XX века. Он родился в г. Кламси (в Бургундии, образ которой запечатлен в повести «Кола Брюньон» и других произведениях Роллана), в семье нотариуса, учился в Высшей нормальной школе в Париже. Занимался историей музыки и живописи, для чего Школа направила Роллана в Италию. Большое значение для творчества Р. Роллана имело знакомство с произведениями Гоголя, Гончарова, Тургенева и особенно Л. Толстого.

Литературный путь Роллан начал как драматург-неоромантик. Драмы «Людовик Святой» (1897), «Аэрт» (1898), «Настанет время» (1903) составили цикл «Трагедии веры». Однако уже в 1898 г. Роллан начинает создавать новый цикл «Театр Революции», в котором он переходит на позиции реализма. В цикл вошло 8 драм, написанных в 1898-1939 гг. Первая из них — «Волки» — на материале французской революции конца XVIII века воссоздает ситуацию, близкую обстоятельствам дела Дрейфуса. Пьеса была снята сразу же после премьеры.

«Народный театр», 1903). Призыв к демократизации театра — важный вклад Роллана в театральное движение эпохи. Наиболее значительное достижение писателя в реализации программы народного театра — драма «14 июля» (1902), где индивидуальные персонажи растворяются в образе коллективного героя — восставшего народа.

приводят его к анализу жизни великих людей («Жизнь Бетховена», 1903; «Жизнь Микеланджело», 1907; «Жизнь Толстого», 1911). Результаты этого анализа отразились в создании образа главного героя в романе-энопее «Жан-Кристоф» (1904-1912), замысел которого возник у Роллана еще в конце XIX века. Гениальный немецкий музыкант, бунтарь в юности и мудрец в конце жизненного пути, Жан-Кристоф напоминает героев романтических произведений. Но в романе-эпопее на первый план выдвигается реалистический образ Европы рубежа веков, равного которому по масштабу литература того времени не знала. Действие романа начинается в Германии, затем переносится во Францию, Швейцарию, Италию. Почти накануне империалистической войны прозвучал голос Роллана, посвятившего свои роман «свободным душам всех наций, которые страдают, борются и победят».

В 1914 г. Роллан закончил повесть «Кола Брюньон» (опубликована в 1918 г.), шедевр французской литературы, связанный с народной традицией, исполненный оптимизма. Действие повести происходит в 1616 г. в г. Кламси. Герой повести, от имени которого ведется повествование-дневник, резчик по дереву Кола Брюньон, — подлинно народный персонаж, «галльский тип» (Роллан). На него обрушиваются всевозможные беды: война, чума, смерть жены, потеря всего имущества,— но ничто не в силах сломить Кола, его веры в свое призвание, его народного оптимизма. Особое значение Роллан придавал 13-й главе повести, в которой Кола Брюньон размышляет о роли книг в жизни человека.

В годы первой мировой войны писатель выступил с позиций пацифизма и гуманизма, осудил политику враждующих государств (сборник «Над схваткой», 1915). Победа революции в России, которую Роллан приветствовал, и окончание воины знаменуют начало нового этапа в творчестве писателя. Роллан оказал мощное влияние на развитие литературы. В романе «Жан-Кристоф» он подвел итог развития двух крупнейших направлений XIX века — критического реализма и романтизма, синтезировав лучшие, наиболее сильные черты обоих направлений, раскрыв новые возможности реализма, продемонстрировав ряд его новых качеств, характерных для XX века.