Приглашаем посетить сайт

Луков Вл. А.: Французский неоромантизм.
§ 3. Французское неоромантическое движение: научно-фантастическая модель Жюля Верна

§ 3. Французское неоромантическое движение: научно-фантастическая модель Жюля Верна

Некоторые писатели противопоставили декадансу достижения науки, в которых им виделась перспектива создания нового общества, решившего проблемы человечества.

Крупнейшим писателем этой линии стал Жюль Берн (1828— 1905), один из создателей жанра научно-фантастического романа. Он родился в Нанте в семье адвоката, получил юридическое образование в Сорбонне, начинал литературную деятельность как автор водевилей, комедий на бытовые сюжеты. Увлечение различными науками приводит Верна к созданию первого романа «Пять недель на воздушном шаре» 1863). Редактор издательства, куда он отдал свою рукопись, Пьер Жюль Этцель увидел в ней возможность создания нового романного жанра, сочетающего научные достижения современности, экзотику далеких стран и фантастику, и немедленно заключил с автором соглашение на 20 лет (потом продленное еще на 20 лет), по которому Берн должен был ежегодно поставлять издателю по два романа. Так начинает возникать грандиозный цикл «Необыкновенные путешествия», включающий 65 томов. В них содержится множество фантастических проектов, настолько профессионально продуманных с научной точки зрения, что большая их часть впоследствии была осуществлена наукой. Книги Жюля Верна стали важным этапом в жизни миллионов подростков, захватив жажой научного открытия, изобретения, впоследствии многие из юных читателей стали учеными, инженерами, путешественниками.

«Дети капитана Гранта» (1867-68), «Двадцать тысяч лье под водой» (1869-70), «Таинственный остров» (1875). Сюжет первого романа, построенный на поисках капитана Гранта по сведениям из обнаруженной в бутылке записке, в которой сохранилось указание только на одну координату — 37° южной широты, позволяет автору провести читателя по всем странам и континентам южного полушария, находящимся на этой широте. Преступник Айртон, играющий в романе роль тайного злодея, высажен на необитаемом острове на той же параллели. Это дает «зацепку» для продолжения цикла. Во втором романе тоже совершается кругосветное путешествие, но уже под водой на чуде техники — подводной лодке «Наутилус», управляемой таинственным капитаном Немо.

«Таинственный остров», рассказывающем о бегстве группы северян, участвовавших в гражданской войне в США, из под носа южан на воздушном шаре и занесенных бурей на необитаемый остров, соединяет сюжетные линии трилогии: на этом же острове обитает одичавший Айртон, здесь же в подводной пещере доживает последние свои дни в «Наутилусе» капитан Немо.

«Таинственный остров» оказывается новой «робинзонадой», но люди, оказавшиеся в положении Робинзона Крузо, вооружены не только мужеством, упорством, но и научными знаниями, что позволяет им взять от природы ее богатства и создать коммуну свободных людей разных национальностей, живущих вполне обеспеченной жизнью, защищенных от превратностей судьбы. Здесь пригодились и инженерные знания Сайруса Смита, и наблюдательность журналиста Гедеона Спилета, и опыт моряка Пенкрофа, и энтузиазм юного Герберта, и отзывчивость негра Наба, и незримая помощь капитана Немо, а затем к героям присоединяется и Айртон, найденный колонистами на соседнем острове и постепенно обретающий человеческий облик.

Извержение вулкана на острове кладет конец этой идиллии, но герои спасены другими людьми, что подчеркивает мысль Верна о солидарности лучших представителей человечества в их противостоянии социальным бедам и природным стихиям.

«Плавучий остров» (1895), «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» (1914) и ряде других эта мысль звучит со всей определенностью.

Пьера Лоти (наст, имя Луи Мари Жюльен Вио, 1850-1923), вошедшего в историю литературы в качестве создателя жанра «колониального романа», где восточная экзотика, романтика моря сочетаются с подчеркиванием превосходства белого человека. Но ни один из них не достиг популярности романов Жюля Верна. Творчество Верна высоко оценивали И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. М. Горький.