Приглашаем посетить сайт

Луков Вл. А.: Французский неоромантизм.
§ 1. Эстетизм: течение в общем потоке неоромантического движения. Гюисманс и декадентская модель

§ 1. Эстетизм: течение в общем потоке неоромантического движения. Гюисманс и декадентская модель

Эстетизм — течение в эстетической мысли и искусстве, зародившееся в 1870-е годы, окончательно сформировавшееся в 1880-1890-е годы и утратившее свои позиции в начале XX века, слившись с различными формами модернизма. Ярче всего эстетизм сказался в Англии, его крупнейшими представителями были У. Пейтер и О. Уайльд. Поэтому обычно эстетизм рассматривают как явление английской культуры. Только в самое последнее время стала высказываться мысль, что эстетизм — явление международное (так, можно отнести к эстетизму творчество французских писателей А. де Ренье, К. Ж. Гюисманса, П. Валери, ранние произведения М. Пруста, А. Жида и т. д.; можно найти родственные английскому эстетизму явления в немецкой, австрийской, итальянской, американской и других национальных литературах).

Одним из первых принципы эстетизма изложил Уолтер Пейтер (1839-1894), английский писатель, эстетик. Он родился в семье голландского врача Патера, окончил Оксфордский университет, где позднее читал лекции. Пейтер был учеником крупнейшего английского эстетика XIX века Джона Рескина (1819-1900). Но, в противоположность своему учителю, считавшему, что «искусство страны есть указатель ее социальных и политических добродетелей» («Лекции об искусстве», 1870, опубл. 1887), Пейтер придерживался субъективистского варианта концепции «искусства для искусства». Эстетическая теория Пейтера, основанная на субъективизме оценок и противопоставлении этики и эстетики, была изложена в «Очерках по истории Ренессанса» (1873), главном труде Пейтера. В предисловии к этой книге он писал: «... Красота, как почти весь человеческий чувственный опыт, есть нечто относительное; поэтому определение ее тем менее имеет смысла и интереса, чем оно абстрактнее. Задача истинного эстетика заключается в том, чтобы определить красоту не в абстрактных терминах, но в возможно более конкретных, — в том, чтобы найти не универсальную, а особенную формулу, которая всего лучше выражает то или иное откровение красоты. <...> Задача эстетической критики заключается в том, чтобы распознать, проанализировать и освободить от случайных придатков то свойство, благодаря которому картина, ландшафт, благородная личность в жизни или в книге производит это особое впечатление красоты или удовольствия, и указать, где источник этого впечатления и при каких условиях оно переживается». В «Заключении» Пейтер отмечает: «Вначале опыт словно заливает нас потоком внешних предметов, угнетающих своей резкой, назойливой реальностью и вовлекающих нас в тысячи действий. Но когда мы начинаем размышлять об этих предметах, они рассеиваются; сила сцепления, словно волшебством, перестает действовать; каждый предмет распадается в сознании наблюдателя на группу впечатлений: цвет, запах, вещество». Здесь очевидно сближение с импрессионизмом. Но Пейтер идет еще дальше. Для него искусство не должно учить добру, оно безразлично к морали, что импрессионисты вовсе не подчеркивали. Прекрасное субъективно, считает Пейтер, поэтому задача критика — лишь выразить свои личные переживания от встречи с произведением искусства. Таково, например, изложение в «Очерках» впечатлений о «Джоконде» Леонардо да Винчи, в которой Пейтер видит «животность Греции, сладострастие Рима, мистицизм средневековья с его церковным честолюбием и романтической любовью, возвращение языческого мира, грехи Борджиа».

— философском романе «Марий-эпикуреец» (1885), сборнике новелл «Воображаемые портреты» (1887). Эстетизм Пейтера приводит его к утверждению самоценности формы («Школа Джорджоне», 1877). В философии искусства Пейтера большую роль сыграли идеи неокатолицизма («Марий-эпикуреец»), неоплатонизма («Платон и платонизм», 1893), а также Дж. Рескина. Принимая мысль Рескина о первостепенном значении красоты в жизни человека, Пейтер полемизирует с его представлением о связи искусства и морали. Идеи У. Пейтера оказали влияние на Оскара Уайльда и других представителей английского эстетизма.

«Желтая книга» и «Савой», которые стали выходить в свет в 1894 и 1895 гг. Это были теоретик символизма и поэт Артур Саймонз (1865-1945), поэты Эрнест Доусон (1867-1900), Джон Дейвидсон (1857-1909), художник и писатель Обри Бердсли (1872-1898). Влияние эстетизма Пейтера испытали ирландский поэт и драматург Уильям Батлер Йетс (1865-1939), англо-американский писатель Генри Джеймс (1843-1916) и др. Вождем эстетизма после Пейтера становится Оскар Уайльд. Эстетизм как явление теоретического порядка явился основой для объединения ряда писателей, представляющих в литературе разные художественные стили. В основном отмечается явная склонность к символизму (особенно у деятелей «Желтой книги»). Но символизм в Ангии не обрел таких четких форм, как во Франции и Бельгии.

Литературный дебют Гюисманса — сборник стихотворений в прозе «Ваза с пряностями» (1874), за которым последовали ранние романы «Марта, история падшей» (1876), «Сестры Ватар» (1877), «По течению» (1882). В них обнаруживаются импрессионистические, натуралистические и другие направления поисков Гюисманса, в конечном счете подготовившие появление ключевого романа его творчества — «Наоборот». В научной литературе отмечено: «В натуралистических романах Гюисманса очевидно присутствие тенденций европейского эстетизма: в каждом произведении есть персонаж-художник или писатель (Лео, Сиприен, Андре). Объективный мир, пропущенный через их индивидуальное восприятие, превращается в субъективную реальность, отражающую художественное сознание творческой личности. Образ художника получит наиболее глубокое развитие в романе «Наоборот» (Е. А. Комарова). Став членом меданского кружка, возглавляемого Э. Золя, Гюисманс публикует новеллу «С мешком за плечами» (1880) в сборнике рассказов «Меданские вечера». В романе «По течению» (1882) Гюисманс выступил против психологического примитивизма приверженцев Золя. Окончательный разрыв с натурализмом обнаруживается в романе «Наоборот» (1884), поэтика, образы которого можно рассматривать как французский вариант декадентского эстетизма. Он стал «настольной книгой декаданса». Собственно, это не преувеличение: «молитвенником декаданса» назван этот роман в труде теоретика английского символизма заметное Артура Саймонза «Символистское движение в литературе» (1899). Н. А. Бердяев в статье 1911 г. «Утонченная Фиваида», напротив, называет писателя «мучеником декадентства». В 1951 г. академик А. Билли назвал роман «Наоборот» «библией поколения» и «учебником декаданса». Роман Гюисманса оказал влияние на «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, на творчество итальянца Габриэле д'Аннунцио, на прозу испаноамериканского модернизма (аргентинец Л. Лугонес, мексиканец А. Нерво и др.). Рупором идей датского символизма стал литературно-художественный журнал «Торнет» («Башня», 1893-1894), названный под влиянием романа Гюисманса «Там, внизу» (1891). Роман уводит в искусственный мир, которым герой дез Эссент отгораживается от тяготящей его реальности, его кабинет превращается в подобие книги, «создается впечатление, что слово предшествует идее и порождает ее» (П. Коньи).

«Там, внизу», 1891; «В пути», 1895; «Собор», 1898; «Послушник», 1903), свидетельствуют о духовном кризисе писателя, увлечении мистикой, спиритизмом, они отразили стремление писателя обрести себя в лоне католической церкви.