Приглашаем посетить сайт

Луков Вл. А.: Французский неоромантизм.
§ 1. Неоромантизм: явление и термин

§ 1. Неоромантизм: явление и термин

В неоромантизме проявились фундаментальные особенности переходного периода (каковым, несомненно, был рубеж XIX-XX веков). Среди них в первую очередь нужно выделить следующие: мозаичность картины литературной жизни, множественность направлений, течений, школ, отсутствие магистрального направления, открытость границ различных художественных систем, множественность влияний и традиций, расширение литературной «географии» (включение в европейский литературный процесс литератур Скандинавии, славянских народов, «возвращение» итальянской и испанской литератур и др.), широкое распространение пред- и постсистем художественного творчества.

Неоромантизм как раз и представляет собой такую постсистему, причем окруженную ореолом родственных явлений. Мы предполагаем часть работы посветить характеристике этого неоромантического ореола, придавая избранному образе терминологическое значение.

— исключительной, загадочной личности, герою и гению, живущему не в соответствии с социальными обстоятельствами, а вопреки им, а также тяготение к ярким, неординарным сюжетам, экзотическому хронотопу, так же как возрождение ряда романтических жанров и принципов искусства, казалось бы, свидетельствовали о реанимации романтизма после длительного периода его упадка, отступления на периферию художественной жизни под натиском реализма. Наиболее привлекательной чертой этого обновленного романтизма представлялся его оптимистический пафос, особенно на фоне распространившегося пессимизма, который затронул и сферу литературы. Но близость неоромантизма к романтизму по духу и формам приводила к утрате едва ли не главного эстетического принципа, провозглашенного романтиками: «Прекрасно то, что ново». И писателей, обратившихся к опыту своих предшественников, их оппоненты стали называть эпигонами, ретроградами, консерваторами, в то время как романтизм ассоциировался в первые десятилетия XIX века с «либерализмом в искусстве» (формулировка В. Гюо). В понятии «неоромантизм» такой скрытый смысл присутствует (как и в понятиях «неоклассицизм», «неореализм», «неоавангардизм» и т. д.).

«неоромантизм» появился еще в конце XIX века (Д. Мережковский, Г. фон Гофмансталь и др.) и ко второй половине XX века в той или иной мере утвердился в русском, немецком, английском, американском литературоведении. Если говорить об отечественной науке, пик интереса к этому явлению приходится на 70-е — начало 80-х годов. Более всего это заметно в исследованиях англистов. Так, в книге М. В. Урнова «На рубеже веков: Очерки английской литературы (конец XIX — начало XX в.)» целая глава была посвящена направлениям в неоромантизме (М., 1970). Раздел о неоромантизме есть и в «Истории английской литературы» Г. В. Аникина и Н. П. Михальской (первое изд.: М., 1975). Позже появилось несколько интересных работ, в которых уточнялись теоретические аспекты неоромантизма на материале английской литературы, некоторых других литератур.

Актуален вопрос о месте неоромантизма как художественного явления в литературном процессе. Неоромантизм выступает как движение, противостоящее реализму, что в прошлом не раз приводило к смешению неоромантиков с декадентами (С. А. Венгеров, Ф. П. Шиллер и др.). Такой взгляд в отечественном литературоведении отвергнут, но по-прежнему еще нет достаточно полных исследований, которые бы вскрыли взаимоотношения неоромантизма с другими литературными направлениями, течениями и школами. Анализ неоромантического движения еще не занял соответствующего места в обобщающих трудах по теории и истории литературы.

В последнее десятилетие к неоромантизму вновь проявляется известный интерес, но исследований в этой области еще мало. Одной из существенных причин недостаточного внимания литературоведов к неоромантизму является сохраняющееся представление о его эпигонском характере по отношению к романтизму, что вытекает из неуточненных представлений о теории и художественной практике неоромантиков. Неоромантизм связан с традициями романтизма, но возникает в иную историческую эпоху и основан на иной концепции мира и человека. Именно так действует принцип «тени» в литературном процессе.

«неоромантизм» следует обозначать «тень» романтизма и позднеромантические тенденции, возникшие в последней трети XIX века в литературе целого ряда стран Европы и Америки как эстетический и этический протест против дегуманизации личности и как реакция на натурализм и крайности декадентства.

Понятие «тени» введено известным исследователем И. В. Вершининым в ходе разработки проблем предромантизма в книге «Чаттертон» (СПб., 2001): «Думается, можно говорить о предромантизме как «теневой эпохе», развивавшейся весь XVIII век параллельно с эпохой Просвещения, отмеченной стабильностью. На рубеже XVIII-XIX веков переходные явления (предромантизм) начнут доминировать, а будущие стабильные явления (романтизм, реализм) составят «теневую эпоху». Вообще, очевидно, доминирующему явлению, дающему название эпохе (периоду) литературы соответствует не одно, а множество иных, тоже по-своему эпохальных явлений. Так, в XVIII веке можно выделить и такую «теневую эпоху», как рококо.

«тени» окажется, вероятно, плодотворной и в области жанров. В английской литературе XVIII века, например, обнаруживается явное доминирование романа. Поэтические жанры становятся, в таком случае, «теневыми». Это очень важно для понимания особенностей литературного процесса рассматриваемого времени: ведь «теневые» жанры, оказываясь на периферии общественного внимания, позволяют значительно шире экспериментировать. (...)

Наконец, идею «тени» следовало бы применить и для характеристики персоналий, корректируя представление о маргинальных писателях».

«тень» — это скорее образ, чем термин. Однако использование этого понятия может заметно расширить применимость концепции переходности в литературе и культуре.

Отметим, что специфика предмета исследований И. В. Вершинина заставила его остановиться на тех случаях, когда «тень» отбрасывается из будущего в прошлое: предромантизм — в определенных отношениях «тень» будущего романтизма. Пример неоромантизма позволяет дополнить эту концепцию: «тень» может быть отброшена и из прошлого в будущее. Возможно и наложение «теней», как в драматургическом творчестве французского неоромантика Э. Ростана (а также А. де Борнье и др.), когда заметно и «пост-влияние» классицизма. В этом ракурсе концепция «тени» может соединиться с постмодернистской теорией «интертекстуальности», правда, если мы будем рассматривать только проблему текста.

Часто неоромантические тенденции проявлялись стихийно, неосознанно, в большинстве случаев они переплетались с художественными принципами различных направлений конца XIX — начала XX веков. Поэтому неоромантизм невозможно определить как особое «направление». Отдавая себе отчет в условности избранной терминологии, мы, в соответствии с историко-теоретическим подходом, в дальнейшем употребляем понятие «неоромантическое течение» для обозначения неоромантизма в узком смысле (то есть в тех случаях, когда есть основания говорить об особой, неоромантической по своему характеру, эстетике и поэтике, например у Э. Ростана, Р. Л. Стивенсона, Р. Хух и др.) и термин «неоромантический ореол» для обозначения неоромантизма в широком смысле (как совокупности художественных явлений, родственных неоромантизму).