Приглашаем посетить сайт

Лучанова М.Ф. История мировой литературы.
Вопросы и задания

Вопросы и задания

1. Прокомментируйте следующие суждения:

«Реализм - единственый из методов (направлений) в истории мировой литературы, который обладает способностью порождать практически бесконечное многообразие разных, но внутренне органичных его эстетической природе стилей... Главгнейшая из них - верность реализма самой действительности, его глубокий, социально осознанный историзм..» (Л. Новиченко).

«Резкое отличие реализма от всякого другого направления, опирающегося на каноны, бесспорно... реализм... вечно нов... потому, что находится в состоянии постоянных поисков приближенного к действительности выражения этой действительности. Поскольку действительность движется, движется и реализм. Меняются его формы, виды. Реализм весь в динамике». (Д. С. Лихачев).

Подтвердите эти суждения примерами из литературного процесса XIX и XX веков.

2. «Основная внутренняя тема романа неадекватность герою его судьбы и его положения...»

«Человек или больше своей судьбы или меньше своей человечности» (М. М. Бахтин). Интерпретируйте эти суждения русского эстетика XX века и конкретизируйте примерами из современной отечественной и зарубежной литературы.

3. «Определяющая формула романа - эпическая поэма о борьбе личности с обществом, природой» (Ральф Фокс). Докажите справедливость формулы на одном из романов.

4. Какая идея личности, по-вашему, преобладает в романе XIX и XX веков: романтическая (разлад индивидуальности, «Я», с обществом), или реалистическая (концентрически открытая композиция, познание и поиск закономерностей, каузализация взаимодействий мира и человека: «диалектика души», частный человек в соотнесености с целым миром)?

5. Согласны ли Вы, что в натурализме (как одном из течений реализма) происходит снижение «свободноличностного начала»? Рассмотрите вопрорс на примере одного из романов Э. Золя.

6. Сопоставьте главу первого раздела о модернизме и материал второго (хрестомотийного) раздела о постмодернизме. Что их сближает и отличает?

7. Если главное свойство модернизма - погруженность в стихию индивидуальной психики, то - какое свойство определяет постмодернизм?

Покажите на примерах произведений того и другого направлений.

8. Попытайтесь составить схему (модель) типов романа XIX и XX веков.

Прокомментируйте ее.

9. Парадокс (гр. Paradoxos - неожиданный, странный) определяется как резкое расхождение с общепринятым, здравым смыслом, как разновидность остроты со свойствами комического, как оригинальное, дерзкое и остроумное отрицание.

Что значит «театр парадокса»? Приведите пример пьес этого течения, раскройте на ее материале смысл парадокса.

10. Абсурд (лат. Absurdus - неуместный, нелепый) относят как понятие к философии экзистенциализма, полагая, что главный признак абсурда -лишенность действительности внутреннего смысла.

Это понятие связано с театорм XX века (« театр абсурда»). Его знаки: гротескно комическая демонстрация ложности и бессмысленности форм (и языковых), в которых проходит обыденная жизнь, повседневность «среднего» человека. Абсурд передает чувство шока от осознания иллюзорности всех ценностей перед лицом иррациональной жестокости и смерти.

Парадоксальный и абсурдный театр определяют как адекватные явления.

Покажите свое понимание их на примере пьес Э. Ионеско и С. Беккета.

11. С постмодернизмом связывают появление во второй половине XX века «антидрамы» и «антиромана»: пьесы Э. Ионеско и романы Натали Саррот, Дж. Фаулза, У. Эко, М. Кундеры и др.

Попытайтесь раскрыть смысл понятий на одном-двух из произведений указанных авторов.

Как воздействует методология анализа явлений искусства на само искусство?

13. Напишите эссе или рассуждение на тему: «Назначение, функции и воздействие методов аналитза на искусство в современном мире».

14. Сравните пьесу (для мима) С. Беккета и Л. Петрушевской (раздел II - хрестоматийный): можно их отнести к «театру парадокса»?

В чем их сходство и различие?

15. Предложите «режисcерские» разработки к постановке одной из указанных в предыдущем задании пьес.

16. Чем интересен современный театр? Что в новых решениях режиссеров Вы поддерживаете и что считаете противоречащим классической традиции?

17. Подготовьте аннотацию к одному из романов XX века.

18. Ваши читательские предпочтения в отечественной и зарубежной литературе XX века - начала XXI века?

19. Какие вопросы волнуют Вас в современном литературном процессе?

20. Какие «толстые» литературно-художественные журналы Вы просматриваете, систематически читаете, предпочитаете в информационном поле современной словесности?

22. По произведениям изобразительного искусства XIX-XX веков определите культурные эпохи, течения, направления, попытайтесь раскрыть признаки, по котрым Вы это делаете. (Репродукции прилагаются в конце учебного пособия)

 

23. Историю искусства, литературы соотносят с дионисийским и аполлоническим началом.

Дионисийское- Аполлоническое

Античность

Возрождение

Классицизм, барокко

Просвещение

Романтизм

Модернизм, постмодернизм

Стрелками укажите, к какому началу Вы относите ту или иную эпоху.

«Поэму экстаза» А. Скрябина и перечитайте поэму А. М. Горького «Человек»: что роднит образ человека в музыке и литературе на рубеже XIX и XX веков? Как бы вы сформулировали идею, которая развивается в музыке А. Скрябина и поэме А. М. Горького?

25. Сопоставьте названия циклов романов и романов XIX-XX веков? Какое смысловое поле возникает при этом сопоставлении? Какие художественные приемы используются писателями при именовании романов?

«эпизацию» драматургического рода литературы и «драматизацию» эпического рода. Чем Вы объясняете взаимопроникновение родов искусства слова?

27. Составьте парадигму смыслов наиболее характерных образов отечественного и зарубежного романа XIX века.

28. Напишите сочинение о своем любимом романе XIX-XX веков.