Приглашаем посетить сайт

Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
Золя (1840-1902)

Золя

(1840-1902)

Эмиль Золя родился в Париже в 1840 г. В 1843 г. его семья перебирается в Экс-ан-Прованс. В 1847 г. умирает отец. В 1848 г. Золя учится в Париже в лицее Людовика Святого, но терпит неудачу в получении степени бакалавра. В 1862 г. он работает в издательстве «Ашет». В 1867 г. выходит в свет «Тереза Ракен». В 1870 г. Золя женится на Александрии Мелэ. В этом году появляется замысел проекта «экспериментального романа» «Естественная и социальная история одной семьи в эпоху второй Империи». В 1871 г. опубликована «Карьера Ругонов», в 1872 г. — «Добыча» в 1873 г. — «Чрево Парижа», в 1874 г. — «Завоевание Плассана», в 1875 г. — «Ошибка аббата Муре», в 1876 г. — «Его превосходительство Эжен Ругон», в 1877 г. — «Западня». Золя становится самым знаменитым французским писателем. В 1878 г. выходит «Страница любви». С 1878 г. группа писателей, учеников Золя, в течение нескольких лет собираются в его доме в Медане. В 1880 г. опубликованы «Нана», «Меданские вечера», «Экспериментальный роман», в 1882 г. — «Накипь», в 1883 г. — «Дамское счастье», в 1884 г. — «Радость жизни», в 1885 г. — «Жерминаль», в 1886 г — «Творчество», в 1887 г — «Земля». В 1888 г. Золя знакомится с Жанной Розеро, которая родит ему двух детей. В том же году выходит «Мечта», в 1890 г. — «Человек-зверь», в 1891 г. — «Деньги», в 1892 г. — «», в 1893 г. — «Доктор Паскаль». В 1897 г. Золя пишет статьи в «Фигаро» в защиту капитана Дрейфуса, в 1898 г. публикует открытое письмо Феликсу Фору в «Орор»: «Я обвиняю». Золя уезжает в изгнание в Англию. В 1899 г. он возвращается во Францию и пишет «Плодовитость». В 1901 г. выходит «Труд». В 1902 г. Эмиль Золя умирает от печного угара. Посмертно публикуются «Истина» и «Справедливость».

Романист-натуралист

Золя все время стремится доверять лишь одним фактам. Но, не ограничиваясь их накоплением, романист ставит своей целью «поиск истины посредством анализа людей и вещей». Автор является, прежде всего, конструктором, «творцом, пытающимся, вслед за Богом, создавать новую землю». Роман не является отражением реальности, поскольку «автор видит объекты лишь сквозь призму своего темперамента; он отсекает, добавляет, изменяет, и, в окончательном виде, представленный им мир является миром его вымысла» {«Общественное спасение Лиона», 29 апреля 1865 г.).

Под влиянием идей физиологов, Бальзака, Клода Бернара и Тэна Золя провозглашает примат науки и стремится найти опору для психологии в физиологии. Семья Ругон-Маккаров насчитывает несколько поколений невротиков, поскольку ее члены страдают наследственным заболеванием. Персонажи испытывают нервные срывы и демонстрируют кровавые наклонности вследствие первого органического поражения. Таким образом, роман становится разновидностью эксперимента: ставится опыт, как будет развиваться подобный темперамент в данной среде. Романист-натуралист тщательно описывает психологические условия и влияние среды, определяющие характер человека. Золя вдохновляется билогией, в которой эксперимент позволяет проверять гипотезы и формулировать законы. Романист, в свою очередь, также является «экспериментатором», проверяющим законы, выведенные на основе наблюдения: его эксперимент заключается в «приведении персонажей в движение в отдельной истории с целью показать, что последовательность фактов будет такова, как этого требует детерминизм изучаемых явлений».

Картина общества

Семья Ругон-Маккаров имеет представителей во всех сферах: в политике, финансах, торговле, армии. В ней есть священники, кровельщики, механики, горняки, слуги, крестьяне. Кто-то является гением, кто-то преступником или бандитом. И все в той или иной степени больны.

В «» Золя описывает одну семью, «показывая, как изменяется род под влиянием среды». Роман переводит из социального плана в поэтический потрясения второй половины XIX в.: промышленную революцию, подъем масс, развитие машиностроения и крупных городов, т. е. цивилизацию, созданную человеком и угрожающую его поглотить.

Провидческая мощь

Несмотря на жестокий реализм некоторых страниц, воображение является такой же составной частью творчества Золя, как и наблюдательность. Именно воображение придает эпическую широту поступкам толпы (забастовка в романе «Жерминаль», суета большого магазина в «Дамском счастье»). Наконец, именно воображение не дает Золя, буржуа по происхождению, погруженному в мерзкий мир своих персонажей, утратить веру в идеалы братства и справедливости, которая подвигла его на крестовый поход за истину в деле Дрейфуса и отразилась в последних произведениях, собранных под названием «Четыре евангелия».

«Нана» (1880)

Анна Купо, дочь Жервезы, дебютирует на подмостках варьете в посредственной оперетте. Она живет на средства, зарабатываемые своими прелестями. Разбогатев, она начинает мстить мужчинам, в частности, аристократам, которым раскрывает неверность их жен. Разорившаяся и больная, Анна умирает в номере убогой гостиницы, в то время как на улицах проходит праздник по случаю объявления войны Пруссии.

Роман о разврате. Произведение рассказывает о «деградации вверху» посредством разврата, подобно тому, как в «Западне» речь идет о «деградации внизу» посредством «черной нищеты, нехватки хлеба, алкогольного безумия». Нана, прелестная женщина, созданная для роскоши и наслаждения, быстро превращается в объект вожделения. Используя свое ремесло куртизанки, она губит всех тех, кто ее желает.

Коррумпированное общество над аристократией. Вместе с Нана исчезает общество, изъеденное пороком. Это роман не только о куртизанке, но также о мире, который обнаруживает в ней свои собственные слабости.

«Жерминаль» (1885)

На руднике на севере Франции вспыхивает забастовка. Из-за экономического кризиса горнорудная компания ухудшает условия труда рабочих. Один из них, Этьен Лантье, побуждает своих товарищей прекратить работу. Забастовщики бросают шахту. Управление рудником в ответ на это приглашает бельгийских рабочих. Забастовщиков атакуют войска, открывающие огонь: в результате погибают четырнадцать человек. Забастовка прекращена, работа возобновляется. Нигилист Суварин разрушает крепления шахты и вызывает наводнение; через три недели из затопленной шахты выбирается умирающий Этьен. Выздоровев, он отправляется в Париж, где намерен создать социалистический Жерминаль, который вскоре «взорвет землю».

голодных и безоружных горняков и солдат, стреляющих в них во имя частной собственности и порядка. Связь, соединяющая горняка и рудник, особенно сложна. Присутствие горняков во чреве враждебной природы делает их образы более человечными и вызывает порой настоящее чувство сопричастности.

Символический прием. Рудник наделен силой, всегда готовой взорваться, что в конце концов приводит к трагической катастрофе. Золя опирается на реальность, придавая ей символический высший смысл. По реакции наблюдающей за событиями толпы зрителей ясно, что они оказались перед лицом захлестывающего их события, в котором словно проявляется некая высшая воля. Катастрофа в своем неотвратимом движении достигает мифических размеров Апокалипсиса. Реакция жертв выражает ужас, религиозный трепет перед разрушительными силами Творца.