Приглашаем посетить сайт

Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
Верлен (1844-1896)

Верлен

(1844-1896)

Поль Верлен родился в Меце в 1844 г. В 1851 г. он приезжает в Париж. В 1853 г. учится в заведении Ландри, в 1862 г. сдает экзамены на бакалавра. В 1864 г. Верлен занимается делопроизводством в мэрии IX округа. В 1866 г. выходят в свет его «Сатурнические стихотворения». В 1867 г. умирает Элиза Монкомбль, горячо любимая кузина. В 1867 г. опубликованы «Подружки», в 1869 г. — «Галантные празднества». В 1870 г. Верлен женится на Матильде Моте; выходит «Добрая песня». В 1871 г. поэт приглашает в Париж Рембо, в 1872 г. они вместе путешествуют по Бельгии, затем по Англии. В 1873 г. Верлен два раза стреляет в Рембо из револьвера в Брюсселе, за что его осуждают на два года тюрьмы. В 1874 г. пишет «Романсы без слов». В 1875 г. Верлен становится преподавателем в Англии, в 1878 г. — преподавателем в Ретеле, где начинается связь с одним из учеников, Люсьеном Летинуа. В 1880 г. появляется «Мудрость», в 1881 г. — «Проклятые поэты», «Далекое и близкое». В 1883 г. умирает Люсьен Летинуа. В 1886 г. выходят в свет «Мемуары вдовца», в 1888 г. — «Любовь», в 1889 г. — «Параллельно», в 1890 г. — «Посвящения», «Женщины», в 1891 г. — «Счастье», «Те и другие», «Песни для нее», в 1892 г. — «Мои больницы», «Интимные литургии», в 1893 г. — «Оды о его счастье», «Мои тюрьмы». В 1894 г. Верлен избран «принцем поэтов»; опубликованы его «Лимбы»; «Эпиграммы», а в 1895 г. — «Исповедь». В 1896 г. Верлен умирает.

Ускользающий человек

завершается Аполлинером и Элюаром. Со своего первого сборника до последних произведений Верлен постоянно пытается объясниться с самим собой. Но все происходит так, словно собственные личность и характер представляются ему загадочными и неуловимыми: он может обнаружить логику только в нити ускользающей от него судьбы («я рожден под знаком Сатурна»), которую также ощущает чуждой. Из первоначального ощущения неприкаянности вытекает полная невозможность определить себя в обществе, в ремесле поэта и даже в сексуальности. Верлен был бродягой, человеком в высшей степени ускользающим, для которого бегство — это промежуток между двумя арестами, а попытка остановиться — временный отдых перед тем, как продолжить движение. Так можно понять основные черты его оригинального поэтического характера, парадокс которого заключается в том, что Верлен-поэт проявляет себя, ускользая от Верлена-человека

Обольщение смертью

Верлен демонстрирует явное и болезненное пристрастие к смерти, в которой порой видит возможное избавление от своих мук. Верлен часто описывает смерть в виде холодной, привлекательной женщины, вызывающей как желание, так и сомнение в ее истинной природе. В стихотворениях с «печальными пейзажами» и «закатным солнцем» сердце, «забывшее о самом себе», напоминает человеку о его незначительности, даруя ему лишь горизонт с тусклым ночным небом, где виднеются только одни «неясные призраки тополей».

Грезы и слияние

Особое состояние сознания, когда ясность понемногу притупляется и парадоксальным образом придает вещам рельефность и значимость, чрезвычайно характерно для верленовских грез. Поверить в сон — значит впасть в состояние дремоты, в котором все приглушено и пригашено. По словам Верлена, он с самого детства любил состояние полусна, «где все смешано, словно в калейдоскопе». Так происходит процесс слияния, в котором соединяются в одном порыве стремление к точности и покорное принятие непостоянства.

Вещи возникают в глазах поэта в очевидности их присутствия. Никакой необходимости объяснения: передается только удивление тем, что предстает перед взором. Непосредственно отмечаются только ощущения, которые позволяют постичь мир. Но Верлен интересуется не столько природой, сколько видением природы. Мир представляется с помощью обычных мест (дороги, поезда, тюрьмы) и мест, придающих ему всякий раз новый облик. Верлен любит все бесформенное, особенно печальные пейзажи осени и зимы. Портрету он предпочитает пастель и нюанс, характеризующий неуловимый переход от одного к другому, от мечты к впечатлению.

Музыкальный лиризм

— игре назойливо повторяющихся и будто кружащихся в хороводе слогов, которые сами по себе определяют ритм и создают очарование. Но Верлен не изобретает музыкальную поэзию. Благодаря продуманному использованию непарносложного стиха, не употреблявшихся до него ритмов и созвучий, он заставляет по-новому звучать французский язык. Музыка слов и музыка мыслей сопровождаются сильнейшим чувством вхождения в мир, чувством, которое, постоянно обновляясь, позволяет поэту смотреть на вещи абсолютно по-новому. Но в конечном счете поэзия рождается из тонкого процесса очищения до того предела, когда замолкает голос, расплываются предметы, намечаются первые черты абсолютно современного лиризма.

« Сатурнические стихотворения» (1866)

«Знаком Сатурна». Названия «Смирение», «Скука» говорят о наваждении, которое вечно преследовало поэта. «Сильная скорбь» лучше всего выражена в стихах, где повторение терминов и сравнений порождают стон, то тихий, как шепот, то громкий, как крик. Мрачные образы постоянно сменяют друг друга: Сена, полная трупов, извивается, словно старая змея («Парижская ночь»); странствующие бродяги в «Гротесках» являют собой вечных покойников, которых вечная слава привлекает не больше, чем интерес современников. Смерть окончательно становится тайной и экстравагантной страстью, глубоко укоренившейся в человеке. Лишенная значения, она становится образом самого существования и мира, обреченного на небытие, из которого ничего нельзя извлечь, разве что песнь ужаса. Ужас здесь означает не столько экзистенциальное недомогание, сколько способ бытия, подлинное начало мира.

«Мудрость» (1880)

Первая — аскетичная — часть книги посвящена борьбе, ведомой новообращенным в католичество против своего прежнего «я»; вторая является разновидностью мистического диалога между Христом и Мадонной; третья часть, более живописная, открыта миру и его зрелищам. В момент своего обращения Верлен с безрассудным упоением говорит, что предпочитает, по слову святого Павла, «единственное в своем роде безумие креста». Противопоставляя прошлое и будущее, «сердце, кровоточащее вчера» и блистательное настоящее, Верлен надеется, что христианская вера произведет в его душе подлинную революцию. Он верит, что в «огромном и хрупком Средневековье» отыщет ту ясность, в которой отказывает ему нынешнее время. Он укрывается в религии «как ребенок в колыбели» — это его убежище. Трепетно воспринимая как догматы, так и мистику, он ожидает от веры прежде всего спасения.