Стендаль
( 1783 – 1842)
Анри Бейль, известный как Стендаль, родился в Гренобле в 1783 г. В 1796 г. он поступает в центральную школу Гренобля, где «не приемлет лицемерия и неопределенности». В 1799 г. Стендаль уже в Париже в поисках романтической любви и литературной славы. В 1800 г. он становится младшим лейтенантом 6-го драгунского полка, но скоро разочаровывается в военной жизни. В 1802 г. он возвращается в Гренобль, затем снова в Париж. В 1804 г. Стендаль вновь вступает в армию, в 1806 г. участвует в Немецкой кампании, в 1809 г. — в Австрийской кампании, в которой видит ужасы войны. В 1810 г. он становится аудитором Государственного совета. В 1812 г. принимает участие в Русской кампании и «адском отступлении», в 1813 г. — в Саксонской кампании; затем он берет отпуск в Милане из-за болезни. 1814 г. Стендаль проводит в изгнании в Милане. Появляются его произведения: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио», в 1817 г. — «История живописи в Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция». В 1822 г. он принимает участие в литературной жизни Па-Рижа; выход в свет «О любви». В 1823 г. опубликована «Жизнь Россини», в 1825 г. — «Расин и Шекспир», «О новом заговоре против промышленников», в 1827 г. — «Арманс», в 1830 г. — «Красное и черное», а в 1831 г. Стендаля назначают консулом в Чивитавеккья. Он пишет «Жизнь Анри Брюлара», а в 1832 г. — «Воспоминания эготиста», в 1839 г. — «Итальянские хроники», «Пармскую обитель». Стендаль умирает в Париже в 1842 г.
Эготист
Стендаль, увлеченный «погоней за счастьем», отличается резко выраженным индивидуализмом. Он «эготист», усиливающий свои чувства в процессе их анализа. «Пармская обитель» заканчивается посвящением "То the happy few"[1] это означает, что лишь немногие способны понять, что истинное счастье состоит в уме и свободной игре страстей вне любых моральных ограничений. Его хвалы эготизму, главенству личности — всегда исключительной, побуждают каждого из его читателей освободиться от пустых условностей и малодушия, в котором те замкнуты. Он учит современных людей, «избранные души», искренности, энергии и желанию счастья, «истинного "я" человека».
Писатель под маской
Из ненависти к лицемерию Стендаль поворачивается лицом к действию и воле. Отсюда культ Наполеона и итальянского XVI в. — итальянский темперамент кажется писателю более импульсивным, чем французский. Но, глубоко презирая общество, Стендаль предпочитает действовать под маской. Он использует более сотни псевдонимов, считая тайну и скрытность составной частью романтизма. Отсюда его юмор и ирония по отношению ко всем светским условностям, отсюда живость повествования, обеспечивающая ему интерес читателя.
Строгость стиля
Стендаля интересует не столько описание общества, сколько глубокий анализ интимной жизни отдельных личностей: «Я оставляю лишь то, что является описанием человеческого сердца». С этой целью он пишет нарочито безличным стилем, словно воспроизводя Гражданский кодекс. Он выказывает «достаточно презрения к Канту, Фихте и т. п., этим превосходным людям, которые умели лишь строить карточные домики»: это побуждает его использовать причудливые цитаты из Канта в «Красном и черном» и укрепляет его пристрастие к идеологической ясности. Отказавшись от мысли понравиться своим современникам, Стендаль выносит себя на суд потомков, которые признают его одним из самых свободных и современных писателей XIX в.
«Красное и черное» (1830)
Жюльен Сорель, сын плотника, надеется сделать карьеру на духовном поприще (черное). При Наполеоне он стал бы военным (красное). Он служит воспитателем детей мадам де Реналь, супруги мэра Верьера, и влюбляется в свою хозяйку. Уехав учиться в семинарию в Безансоне, он через некоторое время становится в Париже секретарем маркиза де Ла-Моль, чью дочь Матильду соблазняет. Ему прочат блестящее будущее, Матильда готова стать его женой. Любящая Жюльена всем сердцем мадам де Реналь обвиняет юношу в том, что он расчетливый честолюбец, и молодой человек решает ей отомстить. Двумя выстрелами из пистолета он ранит мадам де Реналь и кончает свои дни на эшафоте.
Описывая общество времен Реставрации, Стендаль выводит на сцену интриганов, авантюристов, нечестных банкиров. Он пишет «правду, горькую правду»: он делает ее жесткой и суровой. В провинции царит скука: единственное занятие ее жителей состоит в увеличении своих доходов в соответствии с призывом Гизо: «Обогащайтесь». Реалистичное честолюбие («роман — это зеркало, которое несут вдоль дороги»), правдивое описание мощного желания, разбивающегося в своем стремлении о глупость и ложь, образуют в романе счастливое сочетание холодной силы и исступления.
«Пармская обитель» (1839)
Фабрицио дель Донго в шестнадцать лет убегает из отчего дома. Желая поступить в наполеоновскую армию, он становится свидетелем битвы при Ватерлоо. Благодаря тетке, герцогине де Сансеверина, он надеется обратить на себя внимание графа Моска, первого министра принца Пармского. Но, убив на дуэли соперника, молодой человек попадает в тюрьму. Сбежав и снова попав в тюрьму, он влюбляется в Клелию Конти, дочь начальника тюрьмы. Клелия вынуждена выйти замуж за маркиза Крешенци. Когда она умирает, Фабрицио удаляется в Пармский монастырь, где год спустя тоже умирает.
«сокровища прочувствованных эмоций», пишет настоящую поэму. Для него счастье и красота вторят друг другу.
Пронзительный лиризм сосуществует с яркими романтическими эффектами, минуты молчания соседствуют с порывистыми движениями.
На протяжении всего романа великие души объединяются в нечто вроде живого сообщества. Фабрицио дель Донго является в нем образцом, будучи героем, который даже не думает о своей отваге.
Однако именно благодаря ему, по словам Моска, «все видится высоким».
Реальности и вымыслу романист противопоставляет пространство, созданное взглядом, который видит все. В этом оригинальном пространстве персонаж, в свою очередь, обладает видением, приносящим муки и радость. Чтобы избежать чужого взгляда, он прибегает то к маске и переодеванию, то к обману, то к провокации, то к побегу.
Таким образом, весь роман устремляется к ночи. Покинув полные неги озера и ломбардский свет первой части романа, повествование второй части перемещается в более скрытны места: тюрьму, часовню, спальню любви. Тьма меняет персонажей, и пространство закрывается для света, чтобы открыть для поэзии.
Примечания.