Приглашаем посетить сайт

Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
Стендаль ( 1783 – 1842)

Стендаль

( 1783 – 1842)

Анри Бейль, известный как Стендаль, родился в Гренобле в 1783 г. В 1796 г. он поступает в центральную школу Гренобля, где «не приемлет лицемерия и неопределенности». В 1799 г. Стендаль уже в Париже в поисках романтической любви и литературной славы. В 1800 г. он становится младшим лейтенантом 6-го драгунского полка, но скоро разочаро­вывается в военной жизни. В 1802 г. он возвращается в Гренобль, затем снова в Париж. В 1804 г. Стендаль вновь вступает в армию, в 1806 г. уча­ствует в Немецкой кампании, в 1809 г. — в Австрийской кампании, в ко­торой видит ужасы войны. В 1810 г. он становится аудитором Государ­ственного совета. В 1812 г. принимает участие в Русской кампании и «адском отступлении», в 1813 г. — в Саксонской кампании; затем он бе­рет отпуск в Милане из-за болезни. 1814 г. Стендаль проводит в изгна­нии в Милане. Появляются его произведения: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио», в 1817 г. — «История живописи в Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция». В 1822 г. он принимает участие в литературной жизни Па-Рижа; выход в свет «О любви». В 1823 г. опубликована «Жизнь Россини», в 1825 г. — «Расин и Шекспир», «О новом заговоре против промышлен­ников», в 1827 г. — «Арманс», в 1830 г. — «Красное и черное», а в 1831 г. Стендаля назначают консулом в Чивитавеккья. Он пишет «Жизнь Анри Брюлара», а в 1832 г. — «Воспоминания эготиста», в 1839 г. — «Итальянские хроники», «Пармскую обитель». Стендаль умирает в Париже в 1842 г.

Эготист

Стендаль, увлеченный «погоней за счастьем», отличается резко выраженным индивидуализмом. Он «эготист», усиливающий свои чувства в процессе их анализа. «Пармская обитель» заканчивается посвящением "То the happy few"[1] это означает, что лишь немногие способны понять, что истинное счастье состоит в уме и свободной игре страстей вне любых моральных ограничений. Его хвалы эготизму, главенству личности — всегда исключительной, побуждают каждого из его читателей освободиться от пустых условностей и малодушия, в котором те замкнуты. Он учит современных людей, «избранные души», искренности, энергии и желанию счастья, «истинного "я" человека».

Писатель под маской

Из ненависти к лицемерию Стендаль поворачивается лицом к действию и воле. Отсюда культ Наполеона и итальянского XVI в. — итальянский темперамент кажется писателю более импульсивным, чем французский. Но, глубоко презирая общество, Стендаль пред­почитает действовать под маской. Он использует более сотни псев­донимов, считая тайну и скрытность составной частью романтиз­ма. Отсюда его юмор и ирония по отношению ко всем светским условностям, отсюда живость повествования, обеспечивающая ему интерес читателя.

Строгость стиля

Стендаля интересует не столько описание общества, сколько глубокий анализ интимной жизни отдельных личностей: «Я оставляю лишь то, что является описанием человеческого сердца». С этой целью он пишет нарочито безличным стилем, словно вос­производя Гражданский кодекс. Он выказывает «достаточно пре­зрения к Канту, Фихте и т. п., этим превосходным людям, кото­рые умели лишь строить карточные домики»: это побуждает его использовать причудливые цитаты из Канта в «Красном и черном» и укрепляет его пристрастие к идеологической ясности. Отказав­шись от мысли понравиться своим современникам, Стендаль вы­носит себя на суд потомков, которые признают его одним из са­мых свободных и современных писателей XIX в.

«Красное и черное» (1830)

Жюльен Сорель, сын плотника, надеется сделать карьеру на духовном поприще (черное). При Наполеоне он стал бы воен­ным (красное). Он служит воспитателем детей мадам де Реналь, супруги мэра Верьера, и влюбляется в свою хозяйку. Уехав учиться в семинарию в Безансоне, он через некоторое время становится в Париже секретарем маркиза де Ла-Моль, чью дочь Матильду соблазняет. Ему прочат блестящее будущее, Матильда готова стать его женой. Любящая Жюльена всем сердцем мадам де Реналь обвиняет юношу в том, что он расчетливый честолюбец, и молодой человек решает ей отомстить. Двумя выстрелами из пистолета он ранит мадам де Реналь и кончает свои дни на эшафоте.

 

 

Описывая общество времен Реставрации, Стендаль выводит на сцену интриганов, авантюристов, нечестных банкиров. Он пишет «правду, горькую правду»: он делает ее жесткой и суровой. В провинции царит скука: единственное занятие ее жителей состоит в увеличении своих доходов в соответствии с призывом Гизо: «Обо­гащайтесь». Реалистичное честолюбие («роман — это зеркало, которое несут вдоль дороги»), правдивое описание мощного жела­ния, разбивающегося в своем стремлении о глупость и ложь, образуют в романе счастливое сочетание холодной силы и исступле­ния.

«Пармская обитель» (1839)

Фабрицио дель Донго в шестнадцать лет убегает из отчего дома. Желая поступить в наполеоновскую армию, он становит­ся свидетелем битвы при Ватерлоо. Благодаря тетке, герцогине де Сансеверина, он надеется обратить на себя внимание графа Моска, первого министра принца Пармского. Но, убив на дуэли соперника, молодой человек попадает в тюрьму. Сбежав и снова попав в тюрьму, он влюбляется в Клелию Конти, дочь начальника тюрьмы. Клелия вынуждена выйти замуж за маркиза Крешенци. Когда она умирает, Фабрицио удаляется в Пармский монастырь, где год спустя тоже умирает.

 

«сокровища прочувствованных эмоций», пишет настоящую поэму. Для него счастье и красота вторят друг другу.

Пронзительный лиризм сосуществует с яркими романтическими эффектами, минуты молчания соседствуют с порывистыми движениями.

 

На протяжении всего романа великие души объединяются в нечто вроде живого сообщества. Фабрицио дель Донго является в нем образцом, будучи героем, который даже не думает о своей отваге.

Однако именно благодаря ему, по словам Моска, «все видится высоким».

 

Реальности и вымыслу романист противопоставляет пространство, созданное взглядом, который видит все. В этом оригиналь­ном пространстве персонаж, в свою очередь, обладает видени­ем, приносящим муки и радость. Чтобы избежать чужого взгля­да, он прибегает то к маске и переодеванию, то к обману, то к провокации, то к побегу.

Таким образом, весь роман устремляется к ночи. Покинув полные неги озера и ломбардский свет первой части романа, повествование второй части перемещается в более скрытны места: тюрьму, часовню, спальню любви. Тьма меняет персонажей, и пространство закрывается для света, чтобы открыть для поэзии.

Примечания.