Приглашаем посетить сайт
Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
Шатобриан (1768 – 1848)

Шатобриан

(1768 – 1848)

Франсуа Рене де Шатобриан родился в 1768 г. в Сен-Мало. В 1776 – 1777 гг. Его семья живет в замке Комбург. В 1777 – 1781 гг. Шатобриан учится в коллеже в Доле, в 1782 г. – в коллеже в Ренне В 1786 г. служит в наваррском полку в Камбре. В 1787 г. он представлен ко двору. В 1789 г. Шатобриан становится свидетелем июльских событий в Париже. В 1791 г. он отплывает из Сен-Мало в Америку. В 1792 г. живет в Джерси, а в 1793 г. уже ведет нищенскую жизнь в Лондоне. В 1797 г. Шатобриан пишет «Опыт о революциях». В 1800 г. – «Гений христианства» и «Рене». В 1803 г. Шатобриан служит секретарем французской дипломатической миссии в Риме. В 1804 г. он подает в отставку после убийства герцога Энгиенского. В 1806 г. он отправляется в путешествие на Восток. В 1809 г. в Валле-о-Лу пишет «Мучеников». В 1810 г. его избирают во Французскую академию. Он пишет «Путешествие из Парижа в Иерусалим». В 1814 г. Шатобриан назначен послом в Швецию, он пишет «О Бонапарте и Бурбонах». В 1815 г. он становится пэром Франции, в 1816 г. – полномочным министром в Берлине, в 1822 г. послом в Лондоне, затем полномочным министром на Веронском конгрессе. В 1826 г. Шатобриан перебирается в Париж, где пишет «Натчезы», «Историю последнего из Абенсераджей». В 1827 г. пишет «Путешествие в Америку». В 1728 г. Шатобриан служит послом в Риме в течение одного года. В 1831 г. выходят в свет «Исторические очерки», в 1836 г. – «Эссе об английской литературе», в 1844 г. – «Жизнь Рансе». Умирает Шатобриан в 1848 г. После его смерти начинается публикация «Замогильных записок» в виде фельетонов в «Ла Пресс».

Увлеченный зритель

Личность Шатобриана очень многогранна: «Человек колеблется от чувства к чувству, от мысли к мысли; его увлечения обладают подвижностью его чувств, а мнения ускользают от него так же, как увлечения» («Гений христианства»). Поэтому в своих произведениях он не перестает объяснять сам себе: «Я хочу прежде чем умереть, вновь вернуться к своим прекрасным годам, объяснить мое необъяснимое сердце» («Замогильные записки»). Чувствительный к грузу истории, в которой все подчинено законам времени, Шатобриан увлеченно наблюдает за ее течением и принимает в нем самое живое участие. Но мемуарист представляет «эпопею своего времени» сквозь призму своей жизни и перемен, происходящих в нем самом. В «Замогильных записках» разворачивается повествование, в котором смешиваются сон и реальность, и где в конце побеждает индивидуум.

Уединенная натура.

Характер Шатобриана отмечен одиночеством. В одиночестве он любит самого себя и проявляет неуместную гордость. Полностью занятый собой, Шатобриан ощущает в свем сердце пустоту: «Я жил лишь несколько часов, и ощущение тягости жизни уже давно отпечаталось на моем лбу». Одиночество, единственным стремлением которого является смерть, воплощено в «болезни века», проиллюстрированной, среди прочих, персонажем Рене, которому не удается добиться в современном мире того, чего жаждет его богатая и плодотворная натура.

Провозвестник романтизма.

Страдая в глубине души, герой современной эпохи пытается спроецировать на внешний мир свой внутренний измученный мир. Точность описываемых картин, восторг от открытия новых видов гор и озер, экзальтированная духовность одиночества позволяют Шатобриану воплотить новую форму визуального романтизма. Преобладающую роль в воспоминаниях о любимом мире играет память. Детство, например, всплывает благодаря невольным воспоминаниям; аромат гелиотропа, пение дрозда создают тридцать лет спустя иллюзию возвращения в Комбург, где прошли детство и юность писателя. Природа кажется пристанищем мира и уюта. Воспевая ветер и волны, его «стенающих и давних друзей», Шатобриан находит во внешнем мире отзвук своей внутренней печали и ведет со стихиями диалог, являющийся «бесконечным звуком, вечной бурей».

Современники называли Шатобриана «чародеем». Признававший почти метафизическую власть стиля («Мы живем лишь благодаря стилю.... В отличие от мысли, он не космополит: в нем заключены родная земля, небо, солнце», «Замогильные записки»).

Писатель оказал большое влияние на развитие литературы: «Он, - писал Готье, - восстановил готический собор, вновь открыл великую природу, запертую и придуманную современной меланхолией».

Человек перед лицом истории.

Особое значение Шатобриан придавал публичной и частной жизни, поскольку сумел расширить свою собственную автобиографию до масштабов истории. Аристократ, живущий в изгнании в Англии, он пишет «Опыт о революциях», в котором представляет революцию 1789 г. как бесполезный эпизод бесконечно повторяющейся истории. Между тем представлять историю повторением – значит поддаваться очарованию смерти. Но катастрофа была грандиозной. Вот почему в «Гении христианства» Шатобриан рассматривает историю в свете христианской религии, а саму религию – как торжество человеческой ничтожности: революция 1789 г. является кровавым эпизодом, показывающим растерянность сознания, вступившего в противоречие с собственной бессодержательностью. В этом случае революция представляется передовой линией истории, основанной на вере.

С точки зрения политической жизни поступки Шатобриана подчинялись определенной последовательности, поскольку он уходил в отставку всякий раз, когда власть не подчинялась более законам морали: в 1804 г. он порвал с Бонапартом после убийства герцога Энгингского; при Карле X он то служил, то попадал в опалу; более открыто он выступал при Луи Филиппе. В области мысли принимать сторону человека – значит продолжать дело просвещенных дворян, которые в XVIII в. способствовали своей собственной гибели. В абсолютном смысле обрести новую веру – значит открыть путь новым пророкам.

«Гений христианства» (1802)

Первая часть: «Догма и доктрина». Часть богословская, в которой гармония вещей доказывает существование провидения.

Вторая часть: «Поэтика» Автор раскрывает французам «Божественную комедию» Данте, реабилитирует Библию, доказывает, что произведение искусства определяется его историческим значением: благодаря христианству человеческая душа стала более справедливой, чувство природы – более глубоким.

Третья часть: «Искусство и литература». Приоритет христианства в видах искусства и реабилитация готических соборов.

Четвертая часть: «Культ» Красота церемоний и величие христианских институтов.

 

  • Апология христианской религии. Подзаголовок определяет произведение и значение апологии. Не будучи ни метафизиком, ни толкователем, Шатобриан ничего не доказывает, он показывает Бога в чудесах природы и очевидных требованиях морали. Превращая христианство в великое религиозное событие, обновившее мысли, душу и образ жизни людей, Шатобриан полагает, что вера ни в чем не может быть смешной. Он примиряет в религии буржуазию и аристократию, которая претендует на амплуа просветителей. На следующий день после революционного переворота утратившим спокойствие душам требуется поэт, рассказывающий о своем религиозном опыте, возврате у вере, потерянной после длительного путешествия. Таким образом, Шатобриан возрождает религиозные чувства в интересах традиционной религии. XVIII в. высмеивал христианство, следовательно, его необходимо реставрировать во всей его красоте и величии. Для этого следует пробудить почти инстинктивную религиозность французов с помощью ярких и патетических картин. Автор «призывает все чары воображения и все интересы сердца на помощь той самой религии, против которой их вооружили».

 

  • Критик и художник. Апология, основанная на чувствах поэта, впечатлениях художника, находит источник в религиозном чувстве. Современной цивилизации требуется современное искусство, которое будет христианским. Речь идет от замене языческих греко-латинских источников национальными – христианскими и средневековыми, о противопоставлении античному храму готического собора, Гомеру – Библии. Отбросив мифологию, изгнав из сферы воображения сельских богов, Шатобриан открывает поэту необъятную натуру, в которой возвеличиваются чувства, в которой происходит возврат к божественному смыслу.

Но Шатобриан все-таки скорее художник, чем теоретик. Его видение является видением художника, который видит различные планы, определяет ценности, схватывает характер персонажа, декора, сцены. Писатель ощущает глубокие связи между природой, человеком и божеством. Тяжеловесная страница живописного реализма завершается размышлениями и духовным подъемом. Здесь невозможно разделить художника, поэта, апологета веры. У Боссюэ Шатобриан заимствует обширные размеренные периоды. Цвет, музыка языка, игра рифм, искусность модуляций – все чувственные элементы, исчезнувшие в поэзии XVIII в., вновь возвращаются вместе с ним во французскую литературу.

«Замогильные записки» (посм. 1850).

Это произведение, потребовавшее у автора тридцать лет работы (1811 – 1841), состоит из четырех частей, разделенных на книги.

Первая часть, «Юность», охватывает период с 1768 по 1800 гг., Шатобриан прослеживает в ней этапы своего детства – рождение, безмятежные вечера в Комбурге, меланхолические прогулки и привязанность к сестре Люсиль, приезд в Париж, где он становится лейтенантом, начало революции, путешествие в Америку, вступление в армию эмигрантов, жизнь в Лондоне и нищета.

Вторая часть посвящена «Литературной карьере» с 1800 по 1814 гг., когда Шатобриан становится знаменитым писателем и его слава растет.

В третьей части, соответствующей реставрации Бурбонов, «Политическая карьера» (1814 – 1830 гг.), он описывает свою карьеру посла и министра.

«Замогильные записки» завершаются кратким резюме, где писатель с удовольствием подчеркивает присущие его жизни контрасты: славу и нищету, окружающую толпу и свое одиночество, место, занимаемое им в мире и во времени: «Я обнаружил себя меж двух веков, словно в месте слияния двух рек».

 

  • Встреча истории. Благодаря природе рассказываемых событий Шатобриан создает нечто вроде эпопеи, в которой сам становится героем. Но разнообразные данные и интересные замечания превращают это произведение в уникальное свидетельство богатой событиями эпохи. Знаменитый путешественник, беспристрастный зритель, умелый актер, министр, посол, он имеет доступ к архивам и дипломатической корреспонденции. Под его пером оживает ушедший мир: провинциальное общество Старого режима, Версаль, склоки мелких поэтов накануне Революции, молодая Америка, тысячи эмигрантов в Лондоне, разношерстное общество времен Консульства и Империи, призраки Реставрации. Он предчувствует современный мир машин и быстрых перемен, нравственное состояние будущего общества.

 

  • Автобиографическая поэма. С помощью одних лишь фактов Шатобриан с легкостью переходит от дневника своей жизни к автобиографической поэме.

Его сестра Люсиль превращается в «Фею», одухотворяющую бретонские ланды. Г-н Шатобриан предстает в виде невероятного молчаливого белого призрака, посещающего большой зал Комбурга. Маленький виконт Франсуа Огюст Рене в одиночестве растет в сотрясаемом бурями мрачном средневековом замке. Он участвует в крушении привычного мира, идет по стопам великих путешественников и соблазнителей. Фоном служат дюны и бури, экзотический лес и романтическая лагуна.

«Замогильные записки»  отмечены многими влияниями и стилями: это история, эпопея, лирические размышления, красочные описания, сатира, полемика, комедия, риторика, портрет. Шатобриан обновляет словарь и вводит архаизмы, редкие слова, яркие созвучия. Фраза становится порывистой: периоды с многократными наложениями; обилие сжатых сентенций, подобных неожиданным умозаключениям в духе Сен-Симона.

© 2000- NIV