Романтизм
Романтизм, сложное культурное явление, затронувшее все области искусства, развивается в первой половине XIX в. Несмотря на соперничество национальных интересов, это движение охватывает всю Европу и становится таким мощным, как Ренессанс или эпоха Просвещения.
Романтическая чувственность.
Союз с природой предвосхищает союз людей между собой и Богом. Природа и любовь, следовательно, имеют нечто общее. Романтическая любовь не может быть ограничена простой психологической составляющей. Она заявляет о себе как необходимый принцип вселенской гармонии, действующей на индивидуума. Сила, толкающая цветы и деревья к свету, основывается на гравитации. Это действенный принцип природы. Придавать большое значение индивидуальной любви означает в реальности предполагать в качестве модели любовь вселенскую (Ламартин: «Озеро», Гюго: «Печаль Олимпио», Виньи: «Дом пастуха»).
Мечта. Романтизм пытается преодолеть пределы разума, очерченные «философами», и мелочную слепоту «буржуазии». Мечта расценивается как исключительная привилегия человека.
Путешествие. Любовь к иным местам, мода на восточные пейзажи приходят к развитию экзотизма (Шатобрин: «Путешествие из Парижа в Иерусалим», Ламартин: «Путешествие на Восток»).
История. Налагаемые временем границы могут быть преодолены с помощью истории. Великие историки, например Мишле, устремляют свои взоры в прошлое. Особенно их привлекают Средние века. Любовь к истории согласуется также с вновь пробудившимся интересом к национальному прошлому, попыткой представить в развитии «душу народа».
Детство и происхождение заключаются в поиске идеальных мест, мест правды и простоты, близких к природе. Самыми правдивыми являются народные сказки и легенды, зародившиеся в эпоху детства человечества.
Политика. Хотя романтик часто отворачивается от общества, он без колебаний вступает в бой во имя идеализма, который представляется ему образом обретенного братства. Это подтверждают события XIX в.: независимость Греции (1821), восстание в Италии (1831), пробуждение национального чувства и репрессии в Польше (1831), революции 1830 и 1848 гг.
Романтическая доктрина..
Требование искренности. Писатели используют близкий народу язык.
Новые образы
Отвержение классических правил: Единство места противоречит самому элементарному правдоподобию. Следовательно, нужно показать происходящее в местах, ему соответствующих. Единство времени также абсурдно, поскольку всякое действие имеет свою собственную продолжительность. Гюго с триумфом воплощает свои концепции на сцене. Знаменитая битва за «Эрнани» в 1830 г. символизирует это желание свободы.
«Все то, что существует в природе, существует и в искусстве», (Гюго): искусство требует исторической и психологической правды. Так появляется романтическая драма.
Традиционное разделение жанров (комического и трагического) отброшено, поскольку в реальности красота соседствует с уродством, гротеск – с возвышенным.
Во имя той же правды отказываются от словарных ограничений. Гюго делает стихосложение и синтаксис более гибкими, а Стендаль доходит до того, что предлагает упразднить стихи в театре.