Приглашаем посетить сайт

Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
Парнас

Парнас

«Все полезное уродливо»

Поэты-парнасцы — Теофиль Готье — 1872), Катюль Мендес (1841 - 1909), Леконт де Лиль (1818-1894), (1823 —1891); Жозе Мария де Эредиа (1842—1905), Сюлли-Прюдом —1907) — работают в своих стихах над декором и цветом, а также над формой, ритмом и рифмой. Во вступлении к «Мадемуазель де Мопен» (1835) Готье заявляет, что поэзия и искусство не могут рассматриваться как инструменты, поскольку, не служа никому и ничему, они несут красоту в самих себе: «Истинно красиво лишь то, что ничему не служит; все полезное уродливо, ибо это выражение некой потребности, а потребности человека мерзки и отвратительны, как его ничтожная и жалкая природа».

«человеком искусства», а не вдохновенным певцом или лириком.

Идея, принадлежащая Банвилю («Кариатиды», 1842; «Акробатические оды», 1857; «» 1872), подхвачена и проиллюстрирована Готье в «Эмалях и камеях» (1857). Поэзия, вновь повернувшись лицом к Греции и Востоку, претендует на бессмертие, освободившись от рабства «реализма».

Создавая свой мир, писатель создает слова: он словно становится учителем языка и стиля, выступая против утилитарного использования прозы, официальной поэзии или академических речей.

«Античным стихотворениям» Леконт де Лиль заявляет, что поэт отныне стремится не выразить свой внутренний мир, а описать «изначальное открытие идеала, заключенного в окружающей его природе». Там, где романтики говорят сами с собой, парнасцы воспевают мир во всей его красоте. Стихотворение поэта-парнасца является настоящей картиной, произведением самодостаточным в своей исключительной оригинальности.

Для этого требуется пластическое совершенство: стихотворение превращается в мрамор, оникс, эмаль, камею. Поэт делает эфемерное вечным и закрепляет его в безупречной форме. «Без синтаксиса выражения нет поэзии», — говорит Банвиль. Имя собственное, реактивированное посредством этимологии, порождает графический экзотизм и свидетельствует о любви к слову, свободному от своей прозаической оболочки.

Основные сборники и журналы: Леконт де Лиль — «» (1852); «» (1866), основанный Мендесом и Луи Ксавье де Рикаром; Эредиа — «Трофеи» (1893).