Приглашаем посетить сайт

Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
Нерваль (1808 – 1855)

Нерваль

(1808 – 1855)

Жерар Лабрюни, известный как Жерар де Нерваль, родился в Париже в 1808 г. Его отдают кормилице в Луази, возле Мортфонтена. В 1810 г. умирает его мать. В 1820 г. Нерваль учится в лицее Карла Великого. В 1827 г. он переводит «Фауста» Гёте. В 1831 г. пишет «Маленькие оды». В 1834 г. Нерваль встречается с Женни Колон. В 1840 г. он переводит вторую часть «Фауста». 1841 г. датируется первый при­ступ безумия. В 1841 — 1855 гг. Нерваль неоднократно лечится в психиатрической клинике доктора Бланша. В 1843 г. он путешествует по Востоку. В 1851 г. выходит в свет «Путешествие на Восток», в 1854 г. — «Дочери огня». В 1855 г. Нерваля находят повесившимся в доме на улице Вьей-Лантерн. Посмертно выходит «Аврелия, или мечта и жизнь» (1855)

Память и детство

Провинция Валуа с ее прудами, туманами и замками являет­ся излюбленным краем Нерваля, дарующим ему неизменное вдохновение. Писатель открывает глубокое согласие между пейзажем и временем. Первый окружает второе и хранит воспоминание о счастливых мгновениях. Но пейзаж детства обнаруживается лишь в непроизвольной памяти, одном из нескольких средств — наря­ду с путешествием и безумием, — которые позволяют Нервалю бежать от самого себя и общества, чтобы восстановить свою скрытую индивидуальность. Он пытается воображать свою жизнь: «Я не прошу Бога что-либо менять в событиях, но прошу изме­нить меня относительно вещей; оставить мне возможность со­здавать вокруг себя принадлежащий мне мир, управлять моей вечной мечтой, вместо того, чтобы выносить ее» («Парадокс и Истина»).

Путешествие в страну безумия

В противоположность романтикам, у которых путешествие вызывает целую серию экзотических ощущений, в «Путешествии на Восток» «чувство отчуждения от книг» объединяется с «чувством отчуждения от путешествия». Документы, воспоминания и мечты сливаются в остроумном рассказе о потерянной и священной ро­дине. «Химеры» воссоздают античную религию в виде личной ми­фологии: «Они вернутся, эти боги, которых ты всегда оплакива­ешь». Наконец, в «Аврелии» Нерваль исследует страшные миры грез и безумия.

«Дочери огня» (1854)

Нерваль превосходно чувствует себя в жанре marchen, очень изветном в Германии, — коротком рассказе, близком к сказке и новелле. Пять рассказов сборника («Анжелика», «Сильвия», «Женни», «Октавия», «Эмилия») выводят на сцену пять женских образов, мистических и чарующих.

В «Сильвии» Жерар влюблен в актрису Аврелию, которая предпочитает ему другого. Желая вновь увидеть деревушки своего детства, он уезжает в Луази, где вспоминает брюнетку Сильвию, в которую был влюблен, но оставил ради белокурой прелестной Адриенны. В Луази он встречает Сильвию, утратившую свежесть и юность; Адриенна удалилась в монастырь. Некоторое время спустя он узнает о браке Сильвии и смерти Адриенны.

Воспоминания и философские размышления сплавлены в этой истории в синкретическом единстве, близком к мифам и легендам различных эпох. Поэт воспоминаний, Нерваль испытывает бесконечное разочарование перед подавляющим его современным миром.

«Аврелия, или Мечта и жизнь» (1855)

В последнем произведении Нерваля, написанном в то время, когда его жизнь омрачало безумие, вновь звучит основной мотив: мотив погони за ускользающим образом единственной любви. Одухотворенное целью «поймать мечту и познать ее секреты», повествование исследует новую жизнь, «свободную от рамок времени и пространства и, несомненно, подобную той, которую мы познаем после смерти».

рассказам о мечтах, в которых герой побеждает и становится символом всего человечества.