Приглашаем посетить сайт

Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
Мюссе (1810 – 1857)

Мюссе

(1810 – 1857)

Альфред де Мюссе родился в Париже в 1810 г. В 1819 г. он поступает в лицей Генриха IV, в 1828 г. – на юридический, затем на медицинский факультет, но вскоре забрасывает учебу. В это время Мюссе пишет произведение «Англичанин – любитель опиума» по Томасу де Квинси. В 1830 г. появляются «Испанские и итальянские сказки», в 1832 г. – «Спектакль в кресле» («Уста и чаша»; «О чем грезят девушки»; «Намуна»). 1833-м годом датируется начало связи с Жорж Санд и путешествие в Италию, где были написаны «Андреа дель Сарто», «Прихоти Марианны», «Ролла». В 1834 г. Мюссе пишет «Фантазио», «С любовью не шутят», «Лорензаччо»; в 1835 г. порывает Жорж Санд. В 1836 г. выходят в свет «Исповедь сына века», «Не надо биться об заклад», в 1837 г. – «Каприз», в 1841 г. – «Ночи», в 1845 г. – «Пусть дверь будет открыта или закрыта». В 1857 г. Мюссе умирает в Париже.

Поэт чувства.

Основным принципом Мюссе считает возможность говорить от имени своего сердца. Для него важно быть взволнованным, чтобы волновать: «Да здравствует мелодрама, в которой рыдала Марго!» Мюссе, следовательно, претендует на то, чтобы быть абсолютно естественным. Отсюда жанровое разнообразие его произведений, напрямую приспосабливающихся к испытываемым и разделенным чувствам. Помимо этого Мюссе также довольно презрительно относится к поэтическому труду: он беден на рифмы и предпочитает глубине фантазию. За артистическими пробами скрывается израненное сердце. Мюссе жаждет абсолюта, но абсолют исчез, поскольку Бога не существует. Так следует понимать знаменитый вопль его Ролла:

Я не верю, о Господи, в твое святое слово:

Я пришел слишком поздно в этот слишком старый мир.

«Ночи» (1841).

Полный сборник содержит четыре поэмы («Ночи» майские, декабрьские, августовские и октябрьские), а также «Письмо Ламартину», «Надежда на Бога» и «Воспоминание», вышедшие с 1835 по 1841 гг. Истоком поэзии является боль:

Самыми прекрасными являются песни отчаявшихся

Пытаясь забыть о мучительной связи с Жорж Санд, Мюссе доходит до галлюцинирующих видений, сближающих его скорее с немецкими романтиками, чем с Гюго или Виньи.

«Лорензаччо» (1834).

– «скверный Лоренцо») в надежде войти к нему в доверие и убить. Лоренцо достигает своих целей, но противники режима не желают иметь с ним дела. На трон восходит другой кузен Алессандро, Козимо Медичи. Укрывшийся в Венеции Лоренцо заколот кинжалом. Народ бросает его тело в лагуну.

Опубликованный в 1843 г., сыгранный лишь один раз в 1896 г. (с Сарой Бернар в главной роли), «Лорензаччо» является одним из редких шедевров французского романтического театра. Мюссе воссоздает атмосферу флорентийской жизни, но разворачивает драму вокруг личности героя, чья злосчастная судьба постепенно раскрывается во время трудного продвижения к заветной цели: он видит, как политическая власть, какой бы она ни была, торжествует над желанием добиться свободы и истины. Автор также раскрывает драму личности, мучимой угрызениями совести и невозможностью следовать моральным принципам.