Приглашаем посетить сайт

Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
Мопассан (1850-1893)

Мопассан

(1850-1893)

Ги де Мопассан родился в Фекане в 1850 г. В 1863 г. он учится в малой семинарии Ивето, в 1868 г. — в лицее в Руане. В 1870 г. Мопассан вступает в национальную гвардию и участвует во франко-прусской войне. В 1877 г. у него возникают проблемы со здоровьем, вызванные сифилисом. В 1880 г. выходит в свет «Пышка», в 1882 г. — «Мадемуазель Фифи». С 1871 по 1880 г. Мопассан публикует около трехсот новелл. В 1883 г. появляется «История одной жизни»1, «Рассказы вальдшнепа», в 1885 г. — «Милый друг», «Сказки дня и ночи», в 1887 г. — «Монт-Ориоль», в 1888 г. — «Пьер и Жан», «Избранник госпожи Юссон», в 1889 г. — «Сильна, как смерть», в 1891 г. — «Наше сердце». В 1891 г. Мопассан одержим мыслями о смерти, писатель помещен в клинику доктора Бланша. В 1892 г. он пытается покончить с собой. В 1893 г. Ги де Мопассан умирает.

Мастер натуралистической новеллы

жизнь, а лишь точно изображает самые темные стороны сознания. Его творчество представляет персонажей из всех слоев общества: нормандских крестьян и мелких буржуа, парижских частных собственников и рабочих. Он описывает борьбу за жизнь, т. е. за деньги, власть и наслаждения в мире прессы и политики. Беспощадное психическое заболевание усугубляет его пристрастие к фантастике.

«Пышка» (1880)

1870 г. Из захваченного пруссаками Руана в Гавр направляется дилижанс, в котором едут две четы аристократов-банкиров, семья крупных торговцев, две монахини, один ярый республиканец и проститутка по прозвищу Пышка. Изголодавшиеся пассажиры делят с девицей припасенную ею провизию. В Тоте прусский офицер задерживает дилижанс, чтобы попользоваться прелестями Пышки. Компаньоны уговаривают девицу удовлетворить офицера, и та против воли уступает их настояниям. Карета трогается дальше: всеми отверженная и презираемая Пышка не может сдержать слез.

Мопассан достигает совершенства в высмеивании лицемерия буржуазии и точном описании характеров, что делает его новеллу самой удачной в сборнике «Меданские вечера». По словам самого Мопассана во вступлении к «Пьеру и Жану» он подчиняется основному правилу: «Показывать правду означает дать полную иллюзию правды». Рассказанная им история очень незначительна, персонажи постоянно сталкиваются между собой, превращая новеллу в некую вариацию на заданную тему. Двигаясь прямо к намеченной цели, Мопассан с самого начала произведения дает понять, какая непреодолимая пропасть отделяет мир Пышки от мира аристократов и буржуа, сперва трусливо использовавших, а потом отвергнувших ее. Доводя чувства до некоего пароксизма, новелла улавливает то, что станет сущностью современного романа: ощущение трепета жизни.

« История одной жизни» (1883)

время после свадьбы с Жанной погибает вследствие ссоры с обманутым им мужем. Жанна переносит любовь на своего сына, но тот, едва достигнув восемнадцатилетия, разоряет мать. Молочная сестра Жанны Розали заботится о потерявшей рассудок женщине.

Роман написан с силой и бесстрастием Флобера, перенятыми его учеником Мопассаном. Автор нигде не говорит от своего лица, не извлекает из истории никакой морали и довольствуется лишь тем, что рассказывает о горькой судьбе благородных сердец и чувствительных душ. «История одной жизни»» по структуре напоминает роман-фельетон: в ней много обширных картин и драматических эпизодов. На примере глубоко разочарованной Жанны Мопассан проповедует свою теорию романа: отказ от воображаемого, обнажение ничтожной сути, адаптация стиля к воспроизведению этой пустоты.

Примечания

1. В России закрепилось неверное название этого романа – «Жизнь» (прим. ред.)