Приглашаем посетить сайт

Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
Мериме ( 1803 – 1870)

Мериме

( 1803 – 1870)

Проспер Мериме родился в Париже в 1803 г. В 1812—1819 гг. учит­ся в лицее Наполеона (Генриха IV). В 1824 г. начинает выходить в свет. В 1825 г. пишет «Театр Клары Газуль». В 1825 — 1826 гг. Мериме путе­шествует по Англии. В 1829 г. он создает «Хроники времен Карла IX». В 1830 г. писатель путешествует по Испании, в 1834 г. его назначаю генеральным инспектором исторических памятников. В 1837 г. выхода в свет «Венера Илльская», в 1840 г. — «Коломба», в 1845 г. — «Кармен». В 1851 г. Мериме принимает сторону Луи Наполеона Бонапарта. В 1370 писатель умирает.

Мастер новеллы

Мериме дебютирует в литературе двумя мистификациями: «переводом» произведений Клары Газуль, вымышленной испанской актрисы, и сборником вымышленных иллирийских песен. Претендуя на звание профессионального археолога, он часто пред­ставляет свои произведения как воспоминания о путешествии, в котором рассказ становится безличным. Мериме является непрев­зойденным новеллистом, т. е. умеет на двадцати страницах пере­дать суть истории, которую романтики превратили бы в целый том. Возвышая эстетику искусства для искусства, его творчество подчиняется всем художественным правилам: основное действие отдается единственному персонажу, пейзаж рисуется нескольким строками. Из опасения обмануться Мериме не доверяет чувствам: он кажется высокомерным и безликим, стремясь скрыть свою пе­чаль и одиночество.

«Венера Илльская» (1837)

В Илле, в восточных Пиренеях, любитель античности находит в своем саду медную статую Венеры. Его сын, которому пред­стоит сыграть партию в мяч, передает обручальное кольцо не­весте, надевающей его на палец статуи. Когда молодой человек пыта­ется снять кольцо, статуя сгибает палец. Ночью статуя проникает в спальню новобрачных и дарит жениху поцелуй, от которого тот умирает.

Главной героиней этой новеллы, совмещающей реальность и вымысел, является великолепная статуя, обладающая злокозненной силой над жителями Илля. Начавшись в атмосфере сре­диземноморской свадьбы, история постепенно трансформиру­ется в ужасающую сцену, достойную лучших фантастических рассказов.

«Коломба» (1840)

и особенно своей сестры Коломбы. Сыновья Баррачини устраивают ему засаду, но он убивает обоих и уезжает с Корсики вместе с сестрой и молодой женой-англичанкой мисс Лидией Невил, с которой познакомился в разгар вендетты.

Эта безукоризненная по своему строению новелла напоминает древнегреческую трагедию. Местный колорит воспроизводится помощью суровых образов бандитов и Коломбы, девы-мститедьницы. Стиль, сухой и лаконичный, свидетельствует о скрупулеэной работе над литературной формой.