Приглашаем посетить сайт

Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
Малларме (1842-1898)

Малларме

(1842-1898)

Стефан Малларме родился в Париже в 1842 г В 1852 г. он поступает пансион в Отее, в 1858 г. учится в лицее в Сансе. В 1863 г. Малларме женится на Марии Жерар; преподает в коллеже Турнона, в 1866 г. — в лицее Безансона, а в 1867 г. — в лицее Авиньона. В 1869 г. опубликован «Игитур». В 1871 г. Малларме читает курс лекций в лицее Фонтан в Париже. В 1872 г. он переводит Эдгара По. В 1876 г. выходит в свет «Послеполуденный отдых фавна» с иллюстрациями Мане. С 1877 г. организуются «Вторники» на улице Ром в Париже, где собираются молодые поэты. В 1878 г. увидели свет «Английские слова», в 1887 г. — «», «», в 1891 г. — «Страницы». В 1893 г. Малларме уходит в отставку, в этом е году выходят его «». В 1896 г. его избирают «принцем поэтов». В 1897 г. опубликованы «Вымыслы». В 1898 г. Малларме умирает в Вальвене. В 1913 г. посмертно выходят его «».

Поэзия и идеал

Творчество Малларме невозможно сравнивать ни с каким другим. Опасная и одновременно восхваляемая, его герметичность постижима лишь на основании языка, которым писал он один, стремления поэта направлены к чистой красоте, «великолепным сокровищам, скрытым в могиле». Оставив повседневную жизнь, «осудив себя на отсутствие смысла, чтобы лучше смыслить», он разбивает синтаксис, разрывает ассоциации мыслей и визуальных образов, чтобы создать из них другие, несвязность (которых в сочетании с музыкой стихов должна подсказывать идеализированное понятие вещей. Малларме принимает позицию Бодлера, согласно которой поэтическое воображение является не воспроизведением, а деформацией реальности. Его поэзия говорит лишь о простых вещах (вазах, веерах, зеркалах), но лишает их предметности. Она превращает реальность в таинство, сокрытое в значении знакомых предметов.

«Случай, побежденный словом»

Таким образом Малларме добивается разновидности абстракции, исключающей самые обычные аспекты человеческой жизни. Тщательная обработка превращает слова в некий голос, «маскирующий» поэта и читателя. Разум поэта становится «центром вибрирующей неопределенности», пример, любовь является всего лишь поводом для передачи духовного чувства. Поцелуй говорит больше, чем само слово («о столь дорогая, далекая...»); лишь на границе молчания слово обретает осознание своей миссии и ощущение своей недостаточности. В противоположность газетному стилю, Книга, т. е. всякое интеллектуальное творчество, представляется Малларме «случаем, побежденным словом». Отсюда формальная точность стихов, подчиняющихся условностям метрических и строфических правил.

Колдовской язык

Язык, не используемый как средство коммуникации, должен обрести ту свободу, в которой он раскрывается навстречу «примитивным молниям логики». Для этого он использует глаголы в неопределенной форме, наречия в виде имен прилагательных и переворачивает обычный порядок слов. Вокабулы, разъясненные значением соседних слов, «воспламеняются взаимными отблесками, подобно виртуальному огненному отражению на драгоценных камнях». Думая о читателе, который будет «открыт многократному пониманию», Малларме производит над ним мистическое действие, пленяя его ухо непривычными для языка созвучиями. Таким образом, читатель может проникнуть в загадочную сферу, где он предчувствует возможность разгадки, где может размышлять над многозначностью стихотворения, хотя, возможно, это никогда не входило в намерения поэта.

«отсутствие»

Одной из главных задач поэзии Малларме является низвержение вещей в их «отсутствие». Неодушевленные предметы (металлы, украшения, драгоценные камни) являются знаками некой высшей духовности природы. Одно из любимых слов Малларме для обозначения этого скольжения вещи в отсутствие — «уничтожение», находящее отзвук в таких словах, как «лакуна», «белизна», «пустота», «отсутствие». Язык балансирует на самом краю, где еще сохраняется возможность — благодаря разрушению предмета — создать некое пространство, в которое может проникнуть Ничто. Стихотворения полны таких слов, как «риф», «кораблекрушение», «потопление», «падение», «ночь», означающих полное поражение, которое можно преодолеть лишь с помощью импульсивного действия слов, направляющих самого поэта. Стихи Малларме, таким образом, обладают навязчивой силой, закрепляющей их в памяти, в то время как значение освобождает их от смысла. Отказ от повседневного опыта, от банальных истин, от опьяняющих страстей сердца придает этой поэзии свободу для развития ее вербальной магии. Стихотворение не рождается из полученных поэтом впечатлений: оно само является впечатлением и отображением чисто абстрактных образов в неком мире, элементы которого полностью оторваны от действительности. Поэт остается наедине с языком, в котором он обретает свою отчизну, рискуя остаться непонятым. Такова, по мнению авторов, основная позиция всей современной поэзии после Малларме.

«Стихотворения» (1887)

В начале сборника идут стихотворения, написанные под влиянием Бодлера, и выражающие навязчивую идею небытия, смерти, абсурда. Потом автор отходит от этих идей, чтобы идти собственным путем, который ведет к герметизму и освобождается от романтизма с целью преобразиться в символизм. Стихотворение становится метафизическим экспериментом. Иродиада, например, воплощает крайнюю форму одиночества, которое не приемлет никакого обмена. В «» Малларме акцентирует внимание на непрерывности отсутствующего объекта. Объект, являющийся предлогом для стихотворения, все более перемещается в духовный план. «Стихотворения» Малларме открыли публике понятие сложности в поэзии: читатель, если сумеет ее преодолеть, примет участие в процессе поэтического сотворения, т. е. в сотворении самого себя.

-