Приглашаем посетить сайт

Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
III. Литературные формы и жанры.

III. Литературные формы и жанры.

1.   Театр: от романтизма к символизму.

 

 

 

 

 

 

2.  

 

Вместе с романтизмом возникает традиционное противоречие между прозой и поэзией: «Поэзия выражается не в форме идей, а в самих идеях», - пишет Гюго а предисловии к «Одам и разным стихотворениям» в 1822 г. Поэма в прозе появляется на свет вместе с Алоизиусом Бертраном («», 1842), Морисом де Гереном («Кентавр», «Вакханка», 1840), Бодлером («Парижский сплин», 1869).

Романтический поэт видит себя в самой гуще битв своего времени. Поэтическая «функция» Гюго, «миссия» Ламартина, Виньи, Нерваля заключается в том, что поэт говорит о имени безмолвных, становясь посредником между людьми и богом. Поэт-пророк возвещает о лучших временах. Но от мира, в котором правит божественное присутствие, он переходит ко вселенной, в которой божественный глас заменен поэтическим словом (Виньи, «», 1844; Нерваль, «Христос на Масличной горе», 1854).

 

Наконец, свобода творчества проявляется в юмористических пародиях, песнях и считалках Шарля Кро («», 1873), Тристана Корбьера («Желтая любовь», 1873), Жюля Лафорга («Жалобы», 1885), в провансальском языке фелибров[1] (Мистраль «Мирей», 1859), в литературном арго Жана Ришпена («Песнь нищих», 1876).

3. От интимного романа к натуралистическому.

 

 

 

 

 

В то время как буржуазный или светский роман представляет общество и персонажей очень схематично (Октав Фейе: «Роман о бедном молодом человеке», 1858; Жорж Онэ: «Серж Панин», 1881; Поль Бурже: «Ученик», 1889), Альфонс Доде добивается ощущения атмосферы, доходящего порой до мистического («Письма с моей мельницы», 1869; «Сказки по понедельникам», 1873» «», 1867).

После 1880 г. натуралистический роман уступает место новаторским произведениям, изменяющим традиционную технику романического повествования (Жид: «Тетради Андре Вальтера», 1891; «», 1895), популярному роману (Поль Феваль, Понсон дю Террай, Гектор Мало: «Без семьи», 1878) и произведениям, предназначенным для юношества (графиня де Сегюр: «Примерные девочки», 1858). 

1. Члены общества «Фелибридж», которое ставило целью содействовать развитию провансальского языка и литературы (прим. ред.).