Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
III. Литературные формы и жанры.
III. Литературные формы и жанры.
1. Театр: от романтизма к символизму.
- Мелодрама. В начале века расположенные на бульваре Тампль («бульвар преступлений») театры Гэте, Фюнамбюль, Варьете, Амбигю-Комик привлекают зрителей, жаждущих сильных страстей. Мелодрама, в которой Нодье видит «истинную картину мира, предоставленную нам обществом, и народную трагедию, соответствующую нашей эпохе», выводит на сцену манихейских персонажей. Зло, воплощаемое разбойниками, предателями и злодеями, терпит поражение в попытке перевернуть общество, живущее в добродетели и морали, как в «Селине, или таинственном ребенке» (1800) Жильбера де Пиксерекура.
- Драма. Серия теоретических текстов объясняет, какое место следует отдавать в театре драме: «Письмо лорду*** по поводу вечера 24 октября 1829 года и о драматической системе» (1830) Виньи, «Расин и Шекспир» (том I: 1823; том II: 1826) Стендаля, «Письмо г-ну Шове о единстве места и времени в трагедии» (1823) Манцони, «Предисловие» к «Кромвелю» (1827) Гюго. За исключением единства действия прочие классические правила отбрасываются и уступают место стремлению к историческому реализму. Но это стремление осуществляется лишь в отдельных произведениях: «Лорензаччо» (1830) Мюссе, «Чаттертон» (1835) Виньи, «Лео Бюркар» (1839) Нерваля. История часто исполняет роль простого фона, «гвоздя, за который цепляется картина», как пишет Дюма («К читателю» в «Кэтрин Говард», 1835). Драматургов больше привлекает описание отдельных судеб.
- Вместе с Пикаром побеждает комедия нравов («Посредственность и раболепность – и все получится», 1800), в которой персонажи и ситуации обрисованы схематично – «разве не является жизнь ничем иным, как вереницей рикошетов, которые пересекаются между собой и приводят в беспорядок общество людских марионеток»? (вступление к «Полному собранию пьес»). Смех зрителей обеспечивает механический ритм этому незатейливому театру, особенно хорошо иллюстрируемому Эженом Лабишем («Соломенная шляпка», 1851; «Путешествие г-на Перришона», 1860), Эженом Скрибом («Медведь и Паша», 1820; «Стакан воды», 1840) и Жоржем Фейдо («Связанные руки», 1894; «Дама от «Максима», 1899). Мюссе пишет поэтические произведения, в которых драма идет рука об руку с комедией («Прихоти Марианны», 1833; «С любовью не шутят»,
- Буржуазный театр берет за образец буржуазный роман, не создав ничего значительного: «Зять господина Пуарье» (1854) и «Бедные львицы» (1850) Эмиля Ожье, «Семья Бенуатон» (1866) и «Разводимся» (1880) Викторьена Сарду. Только Дюма-сын проявляет психологическую проницательность с пост-романтической «Дамой с камелиями».
- Натуралистический театр. Антуан, основавший в 1887 г. свободный театр, с помощью своих постановок осуществляет опыты натуралистического театра. Который ищет подлинности и естественности. Анри Бек в пьесе «Воронье» (1882) в резкой и жесткой манере выводит на сцену мерзавцев. Пользующихся неопытностью бедных женщин.
- вносит новую струю в театральное искусство, расширяя его с помощью музыки и избавляя от любых требований реализма: в 1890 г. Поль Фор создает Театр Искусств, а Метерлинк в 1892 г. ставит пьесу «Пелеас и Мелизанда».
2.
- Романтизм. Споря с дидактизмом аббата Делиля («», 1808), поэты романтической эпохи стремятся выразить свою субъективность, обратив взоры прежде всего на оду и элегию: Ламартин («», 1820), Гюго («Оды», 1822), Марселин Деборд-Вальмор («Элегии, Мари и романсы», 1819), Сент-Бёв («», 1829).
Вместе с романтизмом возникает традиционное противоречие между прозой и поэзией: «Поэзия выражается не в форме идей, а в самих идеях», - пишет Гюго а предисловии к «Одам и разным стихотворениям» в 1822 г. Поэма в прозе появляется на свет вместе с Алоизиусом Бертраном («», 1842), Морисом де Гереном («Кентавр», «Вакханка», 1840), Бодлером («Парижский сплин», 1869).
Романтический поэт видит себя в самой гуще битв своего времени. Поэтическая «функция» Гюго, «миссия» Ламартина, Виньи, Нерваля заключается в том, что поэт говорит о имени безмолвных, становясь посредником между людьми и богом. Поэт-пророк возвещает о лучших временах. Но от мира, в котором правит божественное присутствие, он переходит ко вселенной, в которой божественный глас заменен поэтическим словом (Виньи, «», 1844; Нерваль, «Христос на Масличной горе», 1854).
- «Ясновидящие». Во второй половине века лиризм уступает место господству мечты и языка. Рембо («», 1886) и Гюстав Кан («Кочующие дворцы», 1887) используют верлибр. С поэзией согласуется желание разгадать чудеса мира. Для Бодлера чувственные и духовные элементы вселенной связаны с помощью тонких соответствий. Рембо методично исследует все регистры вселенной: поэт, «приумножитель прогресса», пользуется словом как инструментом «сказочной оперы». Малларме пытается постичь тайну самого стиха посредством представления его в собственном творчестве, в работе поэта.
Наконец, свобода творчества проявляется в юмористических пародиях, песнях и считалках Шарля Кро («», 1873), Тристана Корбьера («Желтая любовь», 1873), Жюля Лафорга («Жалобы», 1885), в провансальском языке фелибров[1] (Мистраль «Мирей», 1859), в литературном арго Жана Ришпена («Песнь нищих», 1876).
3. От интимного романа к натуралистическому.
- В эпистолярном жанре автор позволяет свободно изливаться своим чувствам, ища сочувствия читателя: мадам де Сталь («Дельфина», 1802), Сенанкур («Оберман», 1804). Такие герои, как «Рене» (Шатобриан, 1802), «Адольф» (Бенжамен Констан, 1815), Октав (Мюссе, «», 1836), Амори (Сент-Бёв, «Сладострастие», 1834), являются двойниками своих авторов. Рассказ от первого лица ведет к автобиографии. В 1883 г. публикуются первые отрывки из дневника Амьеля (1821 – 1881).
- Роман и общество многочисленных знаков, которые общество предоставляет на суд его проницательности: Бальзак считает себя «секретарем» французского общества (предисловие к «Человеческой комедии», 1842), а Стендаль в первой части своего романа «Красное и черное» использует фразу Дантона: «Правда. Суровая правда». Роман, как немного позднее и живопись, не ограничивается исключительно воспроизведением реальности, а выявляет в ней неожиданные черты: «Миссия искусства не в копировании природы, а в ее выражении», - пишет Бальзак в «» (1830). Моральный аспект человеческих поступков рассматривается в «близких к социализму» романах Жорж Санд («Симон», 1836; «Странствующий подмастерье», 1840; «», 1845). Во второй половине века реалистический и натуралистический роман способствует также и научным устремлениям.
- Роман и история. Исторический роман предлагает интригу, в которой смешиваются вымышленные персонажи и исторические лица: Виньи («Сен-Мар», 1826),Мериме («Хроника времен Карла IX», 1828), Бальзак («Шуаны», 1829), Гюго («», 1831). Модная тема используется в бесчисленных романах-фельетонах с их красочными историями, предназначенными развлекать читателя: Александр Дюма («Три мушкетера», 1844; «Двадцать лет спустя», 1845), Эжен Сю («Парижские тайны», 1842).
- Сказки и новеллы. Хотя в коротком повествовании используются все сюжеты, можно отметить явную предрасположенность к фантастике: Готье «Влюбленная смерть», 1836; «Ножка мумии», 1840), Мериме («Венера Илльская», 1837), Бальзак («Присмиренный Мельмот», 1835). Действие этих навеянных английским черным романом произведений делится между миром вымышленным и реальным, между днем и ночью, между жизнью и смертью, где все становится возможным. Сон в этом случае является «второй жизнью» и даже «жизнью реальной» (Нерваль: «Аврелия», 1855).
- пытается показать интимные движения души, вступающей в противоречие с иными пейзажами, иными нравами, иной манерой мыслить: Гобино («Плеяды», 1874; «Азиатские новеллы», 1876), Пьер Лоти («Азиадэ», 1879; «Исландские рыбаки», 1886; «», 1887; «Рамунтчо», 1897).
В то время как буржуазный или светский роман представляет общество и персонажей очень схематично (Октав Фейе: «Роман о бедном молодом человеке», 1858; Жорж Онэ: «Серж Панин», 1881; Поль Бурже: «Ученик», 1889), Альфонс Доде добивается ощущения атмосферы, доходящего порой до мистического («Письма с моей мельницы», 1869; «Сказки по понедельникам», 1873» «», 1867).
После 1880 г. натуралистический роман уступает место новаторским произведениям, изменяющим традиционную технику романического повествования (Жид: «Тетради Андре Вальтера», 1891; «», 1895), популярному роману (Поль Феваль, Понсон дю Террай, Гектор Мало: «Без семьи», 1878) и произведениям, предназначенным для юношества (графиня де Сегюр: «Примерные девочки», 1858).
1. Члены общества «Фелибридж», которое ставило целью содействовать развитию провансальского языка и литературы (прим. ред.).