Приглашаем посетить сайт

Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
Критика в XIX в.

Критика в XIX в.

В XIX в. зарождается литературная критика.

Чрезвьпайно догматическая критика характерна для большинства литературных институтов: университета, академий, газет и журналов, где царят Жан Франсуа Лагарп (Курс древней и новой литературы, 1799—1805), Жоффруа (Курс драматической литературы, 1819), Лемерсье (Аналитический курс всеобщей литературы, 1817).

Сент-Бёв в своих работах «в.» (1824—1862), «История Пор-Рояля» (1840—1859), «Беседы по понедельникам» (1851 — 1862) и «Новые понедельники» (1863 — 1870) делает критику автономным литературным жанром. Критика, претендующая на роль «естественной истории умов», может, по его словам, высказывать «правду о произведениях и авторах». Воссоздавая эпохи, оживляя людей, Сент-Бёв вписывает писателя в историю. Придерживаясь, прежде всего, свободы духа, он страстно жаждет понять прошлое. Его цель — достичь основных законов: он полагает, что существуют духовные семьи, подобно тому, как в естественной истории имеются роды и виды. Но, в сущности, Сент-Бёв под прикрытием научного замысла стремится получить удовольствие, которое обретает в зрелище живого индивидуума, в игре моральных реальностей в сознании индивидуума.

Тэн с его «» (1858) и «Историей английской литературы» (1863) хочет создать «научную» критику. Он помещает писателя в такое окружение и условия, которые определяют его творчество: раса, среда и момент. Этому непревзойденному мастеру абстракции удается найти формулу, служащую основополагающей гипотезой в изучении фактов.

часто отражает настроения и чувства читателей: Барбе д'Оревильи пишет страстные и яростные тексты. Жюль Леметр и Фердинанд Брюнетьер («Натуралистический роман», 1883, против Золя) защищают традиции. Профессора Эмиль Фаге и Гюстав Лансон хвалят и порицают писателей, о которых рассказывают в своих историях литературы.

• Наконец, (Золя, Верлен, Малларме) изучает творчество современников и размышляет о литературе, оцениваемой в качестве таковой, а не как продукцию какого-то человека, времени или места.