История в XIX в.
Прошлое уже не воспринимается как плод провидения, история отныне опирается на «факты <...>, тщательно изученные описанные, рассказанные» (Гизо, «Курс современной истории» 1828).
О Французской революции
Французскую революцию изучают заново. Ультрареакционер Шарль де Лакретель относится к ней с пренебрежением («Общая история Французской революции», 1824—1826). Либералы Тьер и Минье узаконивают ее буржуазные основы («История Французской революции», 1823 — 1827 и 1824). Социалист Луи Блан («История Революции», 1847—1862) и республиканец Кине («Революция», «История жирондистов», 1847) и Мишле («История Французской революции», 1847—1853) посвящают революционерам лирические гимны.
Некоторые писатели представляют свои исторические труды как литературные произведения: Барант «вернуть истории привлекательность, которую отнял у нее исторический роман» («История герцогов Бургундских», 1824-1828).
Огюстен Тьерри (1795—1856) пытается создать «полное описание на основе текстов, собирая разрозненные факты, используя мельчайшие детали в обрисовке событий и характеров («Рассказы из времен Меровингов», 1833 — 1840); в поисках единого закона развития для каждого народа он находит в истории Англии, а затем Франции социальный антагонизм двух рас — захватчиков и покоренных народов. Другие историки излагают факты в защиту какого-то тезиса: например, Гизо стремится показать, «что в усилиях [своего] времени по установлению в государстве режима публичных гарантий и свобод нет ничего нового или странного» («», 1823; «Всеобщая история цивилизации в Европе и Франции от падения Римской империи», 1828-1830).
Мишле
Жюль Мишле, воплощающий романтическую историографию, мечтает об «истории социальной», материальной и духовной, в которой идеология и искусство превратили бы Францию в настоящий миф.
Он создает историю французской нации на «добротной основе: земле, несущей людей и их питающей». Он стремится показать, как зарождалась Франция, как она сформировалась нравственно, как жила. Принадлежа истории и одновременно поэзии, историк трудится, собирая фрагменты истины и с помощью интуиции воссоздает истину всеобщую.
Со страниц произведений Кине веет лирическим дуновением («», 1848 —1852; «Философия истории Франции», 1855). Токвиль —1859) главным образом стремится подготовить будущее с помощью чтения о прошлом («», 1836—1839; «Старый Режим и Революция», 1856). Полагая подобно Боссюэ, что миром правит Провидение, он принимает Революцию как произошедшую с согласия Господа. Посреди общего смятения он ставит целью постичь становление равенства, иными словами, демократии