Приглашаем посетить сайт

Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
История в XIX в.

История в XIX в.

Прошлое уже не воспринимается как плод провидения, история отныне опирается на «факты <...>, тщательно изученные описанные, рассказанные» (Гизо, «Курс современной истории» 1828).

О Французской революции

Французскую революцию изучают заново. Ультрареакционер Шарль де Лакретель относится к ней с пренебрежением («Общая история Французской революции», 1824—1826). Либералы Тьер и Минье узаконивают ее буржуазные основы («История Французской революции», 1823 — 1827 и 1824). Социалист Луи Блан («Исто­рия Революции», 1847—1862) и республиканец Кине («Революция», «История жирондистов», 1847) и Мишле («История Фран­цузской революции», 1847—1853) посвящают революционерам ли­рические гимны.

Некоторые писатели представляют свои исторические труды как литературные произведения: Барант «вернуть истории привлекательность, которую отнял у нее исторический роман» («История герцогов Бургунд­ских», 1824-1828).

Огюстен Тьерри (1795—1856) пытается создать «полное описание на основе текстов, собирая разрозненные факты, используя мельчайшие детали в обрисовке событий и характеров («Рассказы из времен Меровингов», 1833 — 1840); в поисках единого за­кона развития для каждого народа он находит в истории Англии, а затем Франции социальный антагонизм двух рас — за­хватчиков и покоренных народов. Другие историки излагают факты в защиту какого-то тезиса: например, Гизо стремится пока­зать, «что в усилиях [своего] времени по установлению в госу­дарстве режима публичных гарантий и свобод нет ничего нового или странного» («», 1823; «Всеобщая история цивилизации в Европе и Франции от падения Римской импе­рии», 1828-1830).

Мишле

Жюль Мишле, воплощающий романтическую историографию, мечтает об «истории социальной», материальной и духовной, в которой идеология и искусство превратили бы Францию в настоящий миф.

Он создает историю французской нации на «добротной основе: земле, несущей людей и их питающей». Он стремится пока­зать, как зарождалась Франция, как она сформировалась нрав­ственно, как жила. Принадлежа истории и одновременно поэзии, историк трудится, собирая фрагменты истины и с помощью ин­туиции воссоздает истину всеобщую.

Со страниц произведений Кине веет лирическим дуновением («», 1848 —1852; «Философия истории Франции», 1855). Токвиль —1859) главным образом стремится под­готовить будущее с помощью чтения о прошлом («», 1836—1839; «Старый Режим и Революция», 1856). Пола­гая подобно Боссюэ, что миром правит Провидение, он прини­мает Революцию как произошедшую с согласия Господа. Посреди общего смятения он ставит целью постичь становление равенства, иными словами, демократии