Приглашаем посетить сайт

Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
Гюго (1802 – 1885)

Гюго

(1802 – 1885)

Виктор Гюго родился в 1802 г. В 1807 – 1808 гг. Он живет в Италии, в 1810 г. поступает в коллеж в Мадриде. В 1819 г. Гюго основывает журнал «Консерватер литерэр». В 1822 г. он женится на Адель Фуше; в этом же году пишет «», в 1823 г. - «Ган Исландец», в 1826 г. «Оды и баллады», в 1827 г. – «Кромвель», в 1829 г. – «Последний день приговоренного к смерти»; «».

1830-м годом датируется начало вязи с Жюльеттой Друэ и написание «Эрнани». В 1831 г. выходят «» и «», в 1833 г. – «Лукреция Борджиа», «Мария Тюдор», в 1834 г. – «Литературно-философская смесь», в 1835 г. – «», в 1837 г. – «Внутренние голоса», в 1838 г. – «Рюи Блаз», в 1840 г. – «Лучи и тени». В 1841 г. Гюго избирают во Французскую академию. В 1842 г. он пишет «Рейн». В 1843 г. умирает его дочь Леопольдина в Вилькье; в этом же году выходят его «Бургграфы». В 1845 г. Гюго становится пэром Франции, в 1848 г. – мэром и депутатом, в 1849 г. он постепенно отходит от правых, а в 1851 г. после государственного переворота Луи-Наполеона Бонапарта отправляется в изгнание в Брюссель.

В 1852 г. на о. Джерси он пишет «Наполеона Малого», в 1853 г. – «». В 1855 г. Гюго живет на о. Гернси. На следующий год появляются «Созерцания». В 1859 г. писатель отказывается от амнистии, он пишет «Легенды веков». 1861 – 1868 гг. Датируются его путешествия по Бельгии и берегам Рейна. В 1862 г. выходят в свет «», в 1864 г. – «Уильям Шекспир», в 1865 г. – «Песни улиц и лесов», в 1866 г. – «Труженики моря». В 1868 г. Гюго заканчивает роман «Человек, который смеётся», в 1870 г. возвращается в Париж, где в 1871 г. избирается депутатом, а затем уходит в отставку. В 1872 г. вышли в свет «», в 1874 г. – «Девяносто третий год». В 1876 г. Гюго избирают сенатором. В 1877 г. – появляется «Искусство быть дедом», в 1882 г. – «». Умирает Гюго в 1885 г. В 1888 – 1893 гг. Посмертно издается «Вся лира».

Виктор Гюго очень рано заявляет о себе как о лидере течения романтизма. С самой юности он мечтает «стать Шатобрианом или никем». Легитимист при Реставрации, он становится орлеанистом при Луи-Филиппе, а после 1848 г. – республиканцем. Невероятно гордый, он избирает себе девиз «Я Гюго». Страстно увлекаясь всеми жанрами (поэзия, театр, роман, эссе), принимая активное участие в социальных и политических битвах, он запомнился людям своего и последующих поколений как масштабом своего гения, так и человеческим великодушием.

Поэтическое творчество.

 

 

 

«Возмездия» (1853)

Во время государственного переворота Луи Наполеона Бонапарта, в ночь с 1 на 12 декабря 1851 г., Гюго принимает сторону оказавшейся под угрозой Республики. Обретая язвительность Ювенала и мстительное вдохновение Агриппы д'Обинье, поэт обвиняет незаконный захват власти, посредственность нового тирана и слабоволие его подпевал.

«Возмездия» состоят из семи книг: «Общество спасено», «Порядок восстановлен», «Семья возрождена», «Религия изменена», «Власть священна», «Стабильность обеспечена», «Спасители спасутся». Гюго не перестает высмеивать Наполеона Малого, который, подобно вору, «ночью зажигает свой фонарь/От солнца Аустерлица»; тем же, кто пренебрегает его нападками, говоря: «Этот Поэт! Он витает в облаках», - отвечает: «Да. Но и гром тоже». Но помимо полемического искусства Гюго проявляет качества эпического поэта, когда описывает в «Искуплении», например, апокалиптические, пророческие сцены поражения Наполеона Великого при Ватерлоо.

Государственный переворот является для Гюго образом высшей ступени зла. Наполеон III остановил движение прогресса, позволившего человеческой истории двинуться вперед к свету и одолеть «восемьдесят девятый год, который отступил» («Преступная партия», VI,II). В эпический рассказ вмешивается чудо; оно внезапно возникает среди современных событий. Метафора объединяет две границы сравнения, чтобы породить человеческую реальность: «человек-гробница» (Наполеон III) или «чугунный бюджет»; из этого синтеза рождается миф.

Театр.

В своей драматургии Гюго выражает желание вытеснить старинную трагедию и заменить ее новым жанром, выводящим на сцену современное общество. В «Предисловии» к «Кромвелю» он противопоставляет классической трагедии романтическую драму, в которой смешиваются гротеск и высокое. Он выводит на сцену проклятых, отвергнутых обществом людей, которые, подобно Дидье из «Марион Делорм», следуют исключительно своим «безвестным путем» или подчиняются №стремительному дуновению, безумной судьбе», как Эрнани. Наконец, романтическая драма обязана показывать народ: «Представитель народа, слуга знатных господ, пребывающий в нищете и низости, влюбленный в женщину, которая среди этого готового рухнуть общества представляет для него в божественном сиянии силу власти, милосердия и великодушия, - вот каким будет Рюи Блаз» (Предисловие к «Рюи Блазу»).

Роман.

Затрагивая широкие слои публики, романы Гюго пропагандируют гуманистические, возвышенные идеи. Содержащийся в них богатый материал и воображение писателя дают возможность выработать убедительное историческое обрамление. В «» Гюго воскрешает Париж XV в. с его Двором Чудес, населенным нищими, и собором, оживляемый ночной беспокойной жизнью. Но исторический роман быстро уступает место роману социальному, в котором прославляются братство людей и социальный прогресс: это особенно характерно для «Отверженных». Посвященная Французской Революции эпопея «Девяносто третий год» разворачивается в широкое эпическое полотно: кровавые перипетии Революции искуплены несколькими исключительными жизнями, действующими в согласии с собственной совестью.

«Отверженные» (1862)

Первая часть, «Фантина», начинается с пространного описания монсеньера Мириэля, епископа Диня. Появляется Жан Вальжан: за кражу хлеба он был осужден на двадцать лет тюрьмы. После своего освобождения Жан появляется в Дине, где к нему тепло отнесся один лишь епископ. Одолеваемый старыми демонами, Вальжан крадет два серебряных подсвечника и бежит в Париж. Прибыв в Париж, он знакомится с молодой женщиной Фантиной, некогда соблазненной и брошенной одним студентом; не имея денег, она отдает свою дочь Козетту в семью трактирщиков Тенардье, которые обращаются с девочкой, как со служанкой. Промышленник из Монтрей-сюр-Мер, господин Мадлен, он же Жан Вальжан, берет девочку под свое покровительство. Но полицейский Жавер узнает в почтенном буржуа беглого каторжника.

Вторая часть«Козетта». Посетив поле битвы при Ватерлоо, вновь попав на каторгу и сбежав оттуда, Жан Вальжан находит Козетту. Они живут в мрачном, пользующимся дурной славой квартале Парижа и, в конце концов, находят приют в монастыре бернардинцев.

Третья часть: «Мариус». Появляется Гаврош, воплощение парижских уличных мальчишек, заброшенный сын трактирщика Тенардье. Мариус, студент факультета права, вступает в связь с группой воинствующих республиканцев. Разорившиеся супруги Тенардье селятся в Париже и живут тем, что сбывают краденое.

Четвертая часть: «Идиллия на улице Плюме и эпопея на улице Сен-Дени». Мариус, познакомившийся с Козеттой, влюбляется в нее. Тенардье догадываются, что Жан Вальжан скрывается под псевдонимом г-н Леблан. Бандиты арестованы, Жану Вальжану удается бежать. Главным героем книги становится сам Париж: восстание описано очень скрупулезно.

: «Жан Вальжан». Жан Вальжан спасает Мариуса, раненного во время атаки солдат на баррикаду. Вместе со своей ношей – бесчувственным, истекающим кровью Мариусом – он проходит по подземным стокам для нечистот. Козетта и Мариус решают пожениться, а Жан Вальжан умирает, изнуренный жизнью, полной приключений, величия и несправедливости.

 

Но главным романтическим героем книги впервые становится парижский народ. Личности, которым симпатизирует Гюго, имеют отношение к тому же манихейству, противопоставляющему вульгарное и возвышенное, когда лишь искупительная жертва делает возможным разрешение конфликта.

 

Самые привлекательные образы (Фантина, Козетта, Мариус, Гаврош) вызывают симпатию читателя; сочетание реалистических и эпических черт делает это произведение шедевром французской литературы: «Отверженные» - это один из первых романов, написанных о народе и для народа.