Приглашаем посетить сайт

Ловернья-Ганьер. История французской литературы.
II. Эволюция идей.

II. Эволюция идей.

1. Реакционеры и прогрессисты.

Во время Революции 1789 г. многие аристократы были вынуждены эмигрировать. Это способствовало расширению знакомства с различными культурами – особенно с немецкой – и подготавливало возникновение новой литературы. Эта литература воспроизводит драму поколения, утратившего свои моральные устои, она порождает литературный тип изгоя, который будет плодотворно использоваться на протяжении многих лет.

Оспаривая основы Революции и философии просветителей, выступает в защиту Бога и Провидения: «Религия является фундаментальной основой всего общества», - пишет Бональд (, 1802). В «Гении христианства» (1802) Шатобриан именно в религии видит основу репрезентативной системы. Для Ламенне (1782 – 1854) религия представляется единственным средством борьбы против рационализма: «Никогда общество не основывается только на людях. Необходимо, чтобы человек вступил в общество с Господом, чтобы войти в отношения с себе подобными» («Опыт о равнодушии в вопросе веры», 1817). Зато для либералов основой всякой политической доктрины является свобода, воплощенная прежде всего в индивидууме. «Под свободой я подразумеваю триумф индивидуализма», - пишет Бенжамен Констан в «Статьях о литературе и политике» (1829). Свобода и равенство должны присутствовать в «позитивном веке», где, согласно Огюсту Конту и его «Курсу позитивной философии» (1835), царят порядок и прогресс. Народ становится объектом поклонения у писателей, выводящих его на сцену в своих произведениях, например у Мишле («Народ», 1846) и Гюго («Отверженные», 1862). Утописты дойдут до того, что провозгласят наступление земного Рая, который следует создавать незамедлительно. Сен-Симон («Эссе об общественном устройстве», 1804; «Новое Христианство», 1825) считает творцов новыми пророками, «провозгласивших будущее человеческого вида, ... показывающих большинству путь к счастью и бессмертию».

Таким образом, все ярче вырисовывается фигура романтического писателя, согласующего свое творчество с требованиями эпохи. Классический язык уступает место более гибкому стилю и языку разговорному; ритм, рифма и стих освобождаются от строгих правил. Искусство становится воинствующим. Впрочем, Теофиль Готье в предисловии к «Мадемуазель де Мопен» оспаривает эту социальную. Миссию художника. Для него имеет значение лишь работа художника над формой, которая чаще всего ограничивается описанием(Готье, «Испания», 1843; Банвиль «Сталактиты», 1842; «Кариатиды», 1846).

В XIX веке доминирует идея прогресса: развиваются теории Дарвина («О происхождении видов», 1859), Пастер открывает вакцину против бешенства (1885), Шарко терапевтически лечит истерию (1873 -1874), инженер Эйфель строит знаменитую башню (1887 – 1889). Революционный прогресс происходит в физике и химии: открыта радиоактивность, закладываются основы органической химии; крупные открытия происходят в биологии. Пьер Ларусс в «Большом всемирном словаре» (1866 – 1880) дает сведения об открытиях, сделанных учеными всего мира. Эмиль Литтре предлагает в «Словаре французского языка» (1863 – 1872) исчерпывающий список слов с фонетической транскрипцией, семантикой и чаще всего интуитивным этимологическим содержанием.

Писатели стремятся изучить мир на основе опыта и выразить все это. Эмиль Золя, взяв за образец «Введение в изучение экспериментальной медицины» (1865) Клода Бернара, пишет «Экспериментальный роман» (1880). Огюст Конт делит мировую историю на эпохи: богословскую, метафизическую и позитивную, в ходе которой торжествует Республика, прогресс и разум («Курс позитивной философии», 1830 – 1842). Позитивистское направление воплощают Тэн («», 1870), опирающийся на Спинозу и Гегеля, и Ренан («», 1890), для которого достижение истины в области языкознания и истории возможно лишь благодаря науке. Эмиль Дюркхейм применяет к социальным событиям метод, используемый в точных науках («Правила социологического метода», 1895), математик Анри Пуанкаре определяет «Новые методы небесной механики» (1892 - 1899). Позитивизм, развивающийся после 1850 г., становится на протяжении нескольких десятилетий доминирующим философским течением Он превозносит ценность науки и полагает ее способной дать ответ на все великие проблемы, стоящие перед человечеством. Развитие позитивизма достигает такой степени, что его сторонники считают бесполезными традиционные требования морали и религии.

3. Обновленная религия

Религия также испытывает серьезные потрясения своих основ. При Наполеоне III во французском католицизме противоборствуют два направления. С одной стороны, либеральные католики, склонные к галликанству, пытаются объединить Бога и нацию в борьбе с диктатурой (Фаллу, Лакордер, монсеньор Дюпанлу, Монталамбер). С другой, непримиримые католики (Луи Вейо и монсеньор ПИ) осуждают позитивизм и рост атеизма; они видят в Ренане («», 1863) гуманиста с губительным влиянием. Папа Рий IX движется в том же направлении, что приводит к появлению догмата о Непорочном Зачатии (1854), экцикликам Quanta Cura[1] и «Силлабус» [2] (1846), Ватиканскому собору (1870), утвердившему догмат о непогрешимости понтифика. Религиозные чувства выражаются в многочисленных паломничествах, организованных по случаю видений в Ла-Салет (1846) и в Лурде (1858), в связи с освящением Сакр –Кёр (базилика на Монмартре, построенная на средства национальной подписки после 1871 г.) и подпитываются влиятельной католической прессой («Паломник», созданный в 1873г., журнал «Распятие», ставший с 1883 г. ежедневной газетой).

и враждебное либеральному обществу, поддерживается энцикликой Rerum novarum [3] (1891), которая осуждает классовую борьбу, но отмечает необходимость права на объединения. Постепенно солидаризуясь с республиканским режимом (1890 – 1891), католицизм отдаляется от монархических интересов. В философском плане чувствуется немецкое влияние: Ренувье читает Канта, а Вилье де Лиль-Адан – Гегеля. В Разуме ищут сущность реального. С другой стороны, Бергсон выделяет интуицию, которая играет важную роль в наших отношениях с миром. Поэты заменяют реальность идеалом (Бодлер, символисты) и выступают против «позитивной тривиальности» (Бодлер). Поэтические поиски провозглашаются поисками откровения, во время которого поэт становится мудрецом или священнослужителем. Барбе д'Отревильи, Леон Блуа («», 1886) и Гюсманс выступают против современной вульгарности, опираясь на традиционную веру. Творчество уподобляется молитве: XIX в. начался с художественного представления религии и завершается религиозной верой в искусство.

 

  1. С какой заботой (лат.). Папские энциклики обозначаются по начальным словам (прим. Ред.).
  2.  Новых вещей (лат).